Положите малыша к себе на колени. Превратите песенку «Серенький козлик» в забавную игру. Наклоняйтесь над ребенком и пойте: «Жил-был у деточки9имя ребенка) маленький носик. Вот как, вот как, маленький носик». Перед последним словом сделайте паузу и дотроньтесь до носика ребенка. Точно так же поиграйте с губками и животиком малыша.
«Кто у нас хороший?»
Одну свою руку подложите под шею и голову малыша, другой придерживайте его ягодицы. Ребёнок будет в позе, называемой «на весу». Взяв малыша на руки и произнося стишок, целуйте его ручки, ножки, животик и шейку:
«Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Деточка хорошая! Деточка пригожая!»
«Еду-еду»
Возьмите малыша на руки, в ритме потешки поднимайте и опускайте его:
«Еду-еду к бабе, к деду на лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке на одной ножке, в старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам, все прямо и прямо,
А потом вдруг… в ямку бух!»
При последних словах поцелуйте его животик и еще раз шумно выдохните «Бух!». Если малышу понравилась игра, повторите её несколько раз.
|
|
«Потягушеньки»
Возьмите ребёнка на ручки, нежно, но крепко прижмите его к себе так, чтобы он чувствовал себя в полной безопасности. Напевая ему пестушку, улыбайтесь, смотрите в глазки:
«Тяги,тяги,потягушеньки, на детку порастушеньки!
Расти, деточка, здоровая, как яблонька садовая!
На кота потягушеньки, на дитя порастушеньки,
А в ручки хватушки, а в ротик говорунок, а в головку разумок!».
Перенесите малыша на пеленальный стол. Напевая ему еще раз пестушку, погладьте его ручки, ножки, шейку, пощекочите за ушками, в области шеи, по ходу мимических мышц. Потормошите его. Подложив свои руки под его спинку и шею, покачивайте из стороны в сторону, затем на себя и от себя. Если в ходе игры у ребёнка возникли первые звуки гуканья, поддерживайте их: говорите с ним, используя его звуки. Наклоняйтесь к малышу и удаляйтесь от него, тормошите его за грудку, напевно, с различными интонациями повторяйте звуки. Не забывайте ожидать ответа от ребенка: восторженно смотрите на него, призывно улыбайтесь, приглашая его к звуковому взаимодействию.
«Тушки-тутушки»
Положите малыша на спинку, дотрагиваясь до разных частей тельца, напевно произносите слова потешки. При словах «Тушки-Тутушки» прикасайтесь и нежно похлопывайте малыша по разным частям его тельца.
«Тушки-тутушки, с творогом ватрушки!
Тушки-тутушки, пшеничный пирожок
На опарушке мешон, высоконько взошёл!».
Вскоре малыш при каждом прикосновении начнет улыбаться и с нетерпением будет ожидать нового прикосновения в другом месте.
«Тушки-тутушки, на столе преснушки!
|
|
Тушки-тутушки, а в печи ватрушки!
Тушки-тутушки, пекла баба преснушки.
Всем по преснушке, а две – для…(имя ребёнка)!».
Обнимите и поцелуйте малыша.
«Ой, люли, люли…»
Возьмите малыша на руки в позу «под грудью», поглаживая его ручки, ножки, тормоша его; прочитайте ему напевно несколько раз потешку. Улыбайтесь малышу, смотрите ему в глазки.
«Ой, люли, люли, люли, прилетели журавли.
Как они летели – все на них глядели.
Журавли курлыкали, киски все мурлыкали».
Предоставьте малышу возможность зафиксировать ваше лицо, прислушиваться к вашему голосу. Во второй части игры положите малыша на пеленальный столик. Наклоняясь и удаляясь от него, тормоша его за грудку, прочитайте потешку еще раз. Подберите ряд предметов, которыми можно было бы поглаживать ребёнка: кусочек шёлка, перышко, цветные комочки ваты, мягкую кисточку. Поглаживайте щечки, носик, шейку, ручки и ножки малыша, читая ему потешки. Эти веселые упражнения будут способствовать установлению доверительной связи между вами и малышом.
«Вот проснулись»
Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шейку и головку, а другая – ягодицы. Ребёнок будет находиться в позе, которая называется «на весу». В этом положении ваши лица обращены друг к другу, вы легко можете поднести малыша к своему лицу и удаляясь от него, улыбаясь и легко дуя ему на шейку, прочитайте стишок:
«Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!»
Повторите стишок и игровые приёмы несколько раз. Во второй части игры положите малыша на пеленальный стол или в манеж. Наклоняясь к ребёнку, легко прикоснитесь к его грудке, улыбнитесь ему, позовите его по имени, прочитайте ему стишок еще раз:
«Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!».
Вслед за словами: «Где игрушечки, погремушечки?» – достаньте бубен с лентами (колокольчик, погремушку и т.д.), предоставьте ребёнку возможность его зафиксировать. Потряхивая игрушку, медленно передвигайте её вправо-влево, вверх-вниз. Если малыш уже хорошо умеет прослеживать за игрушкой, предложите следить за ней по кругу.
В конце игры молча поприсутствуйте в поле зрения ребёнка. Ваше приветливое и ласковое выражение лица будет способствовать активизации всех компонентов «комплекса оживления».
«Ай, люленьки!»
Сядьте так, чтобы ваша спина опиралась на что-нибудь, а ноги были согнуты. Разместите ребёнка у себя на коленях. Тихо напевая ребёнку пестушку, поглаживайте его лобик, щечки, шею, подбородок и губки:
«Ай, люленьки да люленьки, по горам идёт олень.
На рогах он дрёму носит, в каждый дом её заносит.
В люльку дрёму он кладёт, тихо песенку поёт…»
Переложите малыша на пеленальный стол, наклоняйтесь над малышом и отдаляйтесь от него, напевая эту песенку. Затем молча поприсутствуйте в поле зрения ребёнка. Ваше приветливое и ласковое выражение лица будет способствовать активизации всех компонентов «комплекса оживления».