Способности

Способности – психические свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенной деятельности. Например, музыкальный слух, высокое качество наблюдательности. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от одной какой-либо способности, а от сочетания различных способностей.

Общие способности – высокий общий уровень развития личности: большая работоспособность и трудолюбие, высокие качества ума, хорошая память, сильно развитое воображение и т.д.

Специальные способности – высоко развитые у человека отдельные психические свойства и качества, необходимые для успешного выполнения какой-либо определенной деятельности. Например, хорошо развитое техническое мышление – это специальная способность, необходимая для инженерной деятельности, умение тонко различать цвета помогает развитию способности к живописи. Однако отдельные способности человека еще не обеспечивают успешного выполнения творческой деятельности. Даже самое тонкое различение формы и цвета еще не гарантирует, что человек станет художником.

Задатки - анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей. Задатки – это особенности нервной системы, органов чувств, составляющие природную предпосылку развития способностей. Например, меланхолический, слабый тип нервной системы может стать задатком для деятельности, в которой требуется впечатлительность, тонкость душевной организации. Но при этом тот же тип нервной системы может привести и к развитию капризности, трусливости, неуверенности в себе. Задатки обуславливают разные пути формирования способностей, индивидуальные особенности формирования способностей, влияют на быстроту развития способностей. Например, тонкое обоняние, строение и работа голосовых связок. Целый ряд тяжелых аномалий мозга (олигофрения) выступает как необратимый дефект задатков, который тормозит развитие способностей.

Древнегреческий оратор Демосфен обладал от природы тихой речью, но систематически и упорно занимаясь, он полностью преодолел свой физический недостаток, а его речь стала образцом ораторского искусства. Даже у слепо-глухого человека при специальном обучении сформировали литературные способности и способности к научной деятельности.

Иоганн Себастьян Бах родился в семье, в которой было множество выдающихся музыкантов. Можно ли сказать, что его гениальность – это гены? Возможно, отчасти. Но кроме того, он воспитывался в среде, пропитанной музыкой. И, конечно, это тоже помогло в развитии таланта. Но самое важное, что этот человек учился музыке, вкладывал в нее душу, труд.

Первоначально способности людей развиваются стихийно, но для того, чтобы их направить в определенное русло, развитие способностей надо организовать, руководить этим развитием.

Условия развития способностей:

1. Всестороннее общее развитие человека обуславливает формирование его общих и специальных способностей. И наоборот, узкое и одностороннее развитие тормозит развитие способностей. Развитие способностей всегда опирается на гармоничное развитие личности.

2. Для развития способностей важны знания и умения человека в той или иной области. Знания, постепенно обобщаясь, становятся внутренним опытом человека, «входят» внутрь, в структуру его способностей. Однако способности не сводятся к знаниям и умениям. Например, бывают учащиеся способные к математике, но имеющие очень скромные знания математического материала. По отношению к знаниям и умениям способности выступают как некоторая возможность. Одним из главных показателей наличия способностей в той или иной области является обучаемость. Если ребенок быстро осваивает способы решения задач, которые передает ему взрослый, понимает объяснение материала, это говорит о высокой обучаемости в данной области. По сути, от способностей зависят быстрота, легкость и качество овладения новыми знаниями и умениями.

3. Способности связаны с направленностью или склонностью человека к определенной деятельности, с интересами человека. По склонности человека к занятиям определенной деятельностью часто (но не всегда) можно судить и о наличии у него способности к этой деятельности.

4. Развитие способностей находится в связи с умением человека трудиться. Большое трудолюбие является основой наиболее высокого развития специальных способностей, которое называется талантом. Талант – это наиболее благоприятное сочетание способностей, которое делает возможность в определенных областях творческой деятельности добиваться высоких достижений. Иногда люди считают, что талантливым людям все дается легко, без особого труда, но это совсем не так. Гениальность – высшая ступень таланта. Талантливый человек – это великий труженик, страстно любящий свое дело, увлеченный им. При этом иногда гениальность и талант понимаются как синонимы.

5. Самое важное – способности не могут формироваться вне деятельности, без активности самого человека. Например, чтобы стать хорошим пловцом, надо много плавать, чтобы стать конструктором – надо много заниматься конструированием, учиться ему. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, а участием в деятельности формирует у себя способности к ней.

6. Специальное обучение, руководство развитием способностей. Важное значение имеет методика обучения. Так, 200 лет назад считали, что грамоте можно научить только если есть специальные способности, но в 19 веке перешли к новому методу обучения – слоговому, и стало возможным обучение письму всех детей.

У каждой способности есть своя структура. Например, ведущими свойствами литературных способностей являются: яркие образы памяти, чувство языка, особенности творческого воображения и другие; ведущие свойства педагогических способностей: педагогический такт, наблюдательность, большой объем внимания, потребность в передаче знаний и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: