Развитие воли

Развитие воли идет по 4 направлениям:

1. Выработка волевых качеств; В чем сложность?

2. Обретение человеком контроля над своим поведением. Произвольность формируется за счет того, что ребенок должен выполнять не только то, что ему хочется, но и то, что требуется.

3. Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

4. Постановка все более трудных задач, все более отдаленных целей, требующих больших волевых усилий в течение длительного времени. Важно ставить перед ребенком доступные цели. Разрешимая задача создает вероятность успеха, заставляет мобилизовать силы. Цели должны быть открыты: для этого ребенок должен видеть, где конец задания, каков объем работы, поэтому нужно указывать конечную цель, вехи на пути к этой цели (четкое определение шагов к решению). Если задание нечетко сформулировано – это препятствие. Например: задали на дом читать и пересказывать текст. Но дети не знают как: пытаются запомнить механически, но много и ничего не получается. Что делать? Однако и здесь есть сложность: цель должна быть посильной, но она должна быть и трудной: легкие задачи, исключительно игровые задачи, не требующие волевых усилий, приводят к тому, что ребенок даже простую задачу ленится выполнять, она его не увлекает, он как бы теряет мотив – зачем ее нужно решать.

С волей связано формирование положительных привычек. При их формировании существует несколько правил:

1. Нельзя отступать от намеченных действий. Если, например, нужно, чтобы ученики организованно входили в класс, то нельзя допускать нарушение правила. В случае, если сегодня входим в класс как попало, завтра парами, послезавтра – опять как придется, привычка не сформируется. Поэтому пока действие не стало привычкой, от взрослого требуется доводить требование до конца и контролировать выполнение. Неотступное выполнение в течение определенного времени приведет к привычке. При этом важно единство требований всех воспитателей.

2. Правила должны быть понятны, осмысленны, их не должно быть слишком много.

3. При простом многократном повторении привычка формируется, только если она имеет положительный результат, а не заканчивается неудачами и огорчениями.

4. Воспитывая новые привычки, родители должны не смешивать привычку к действию с привычкой к обстановке. Привычка к действию в разы важнее. Например, в семье бабушка заботится о чистоте в квартире: «Мои дети привыкли к чистоте». Но если остаются без бабушки, мирятся с грязью и беспорядком.

5. В начале формирования привычки нужно, чтобы сначала формируемое действие было легким, приятным и веселым. Например, привычка делать зарядку: сначала нужно, чтобы к подъему успевал выспаться, чтобы в комнате была нормальная температура, чтобы утренние дела после зарядки сулили удовольствие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: