Мотивация

1. Психологическое строение деятельности. Понятия "потребность" и "мотив". Функции мотива. (см в методичке, раздел «мотивация». Текст «по леоньтееву»)

Потребность – состояние организма, когда есть объективная нужда в чем-то, что лежит вне организма. (она предметна и динамична). Функция мотива – направляющая. Если мотив есть предмет потребности, предмет некого поля, то он выделяется субъектом из этого поля и влечет к себе.

2. Соотношение понятий "нужда", "потребность" и "мотив", (У Вилюнаса)

Нужда - это реальное онтологическое состояние орг-ма, выраженное в необходимости изменений. Она всегда для себя. На основе механ-ма нужды эволюционно развиваются потребности. Пот-ть - это такая нужда орг-ма, в отношении которой он обладает механизмами ее обнаружения и устранения. пот-ть - это нужда + закрепленные способы ее удовлетворения.

3. Мотивы и потребности. Процессы опредмечивания (импринтинг, обусловливание и др.)

Мотив – внутренний фактор, побуждающий реальную де-ть.(Олпорт)

Мотив – матер/идеальный предмет потребности

Потребность – состояние организма, когда есть объективная нужда в чем-то, что лежит вне организма. (она предметна и динамична). Потребность - это сигнал для запуска поведения. Анализ потребностей = анализ мотивов. Если потребность возникла впервые в жизни субъекта – он не знает предмета этой потребности, но для экстренного выживания нужно зафиксировать некий предмет, поэтому множество объектов могут стать целями разрядки(импринтинг). В дальнейшем предмет дифференцируется и конкретизируется на адекватном предмете(а возможно и на неадекватном). Конкр объекты не записаны в генотипе, ведь в мире они являются в совершенно разных оболочках.

4. Мотивы и цели деятельности.

Леонтьев различает мотивы и цели. Мотивы стоят за целями, побуждают к достижению целей. А когда цели прямо не даны в ситуации, мотивы побуждают к целеобразованию. Мотивы побуждают к достижению целей или к целеобразованию. Осуществляя деятельность, побуждаемые и управляемые мотивом, человек ставит цели, стремление к домтижению которых проявляется в действиях. Один мотив рождает множество целей, одна деятелность реализуется в последовательности действий у каждого из них - своя цель. Мотив приводит к построению иерархии целей и последователности действий по их достижению.

5. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов.

Далеко не всегда мотивы осознаны. Осознание мотивов – особый труд. Бессознателные мотивы осознаются субъектом с помощью пихоаналитика например. Леонтьев: необходимо сознавая цели своих действий человек может актуально не осознавать их мотива. Это не значит что мотивы бессознательны вообще, как в психоанализе. Но в момент действия цель присутствует в сознании как необходимость.

6. Основания классификаций мотивов. Виды мотивационных образований.

Множество мотивов можно делить по множеству оснований. Напр по валентности мотива различают положительную(похвала, пятерка, шоколадка) и отрицательную(наказание, ругань, ток, шлепок…) мотивацию. По временному постоянству мотивы постоянные(потребность в кислороде порождается его постоянным расходом и невозможностью да и ненадобностью запасать впрок), устойчивые(потребность в общении), ситуативные здесь-и-сейчас (…). Можно делить мотивы по интенсивности (слабые/СИЛЬНЫЕ), по ориентации процесс(функционально-автономные)/результат(результативные). По ориентации на настоящее или будущее. Делим на витальные(жизненно-необходимые) и факультативные.

7. Специфика потребностно-мотивационной сферы человека.

Потребности человека социальны по предмету и по способу удовлетворения, иерархически организованы, формируются целенаправленно. Анализ потребностей коррелиррует с анализом мотивов. Мы можем говорить о мотивах только на языке потребностей, ведь мотив – это предмет потребности, которая опредмечена. У человека есть относительная независимость потребностей от потребностных состояний(мы хотим что-то съесть, хотя на самом деле не голодны). На этом основании и складывается такая функция мотивов как предвосхищение.

8. Инстинктивное удовлетворение потребностей у животных и его развитие в онто- и филогенезе.

9. Онтогенетическое развитие мотивации (Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, Г.Олпорт и др.).

Олпорт: мотив имеет происхождение, лежащее в инстинктах или в органических потребностных состояниях младенчества. Новая функция появл из предш как самост единица. Активность этих новых единиц не зависит от активности старых. (моряк впервые пошел в море за заработком, но теперь он богат, однако по прежнему любит море). Леонтьев: развитие личности тесно связано с развитием п-м сферы человека. Это развитие п-м сферы, а следовательно и личности Леонтьев делит на 2 этапа. Первый этап: первое рождение личности, образование иерархии мотивов благодаря влиянию взрослых и близких, конфликты мотивов, когда разные мотивы находятся на одной высоте. В пубертате развивается самосознание и самооценка. 2 этап: человек строит свою иерархию мотивов на основе самосознания. При этом он пытается осознать свои мотивы. Эльконин: «принцип единства интеллекта и аффекта» у каждого периода есть своя ведущая д-ть(она доминирует и формирует личность на данном этапе). В младенчестве актимвно идет развитие эмоц сферы(общение, взаимодействие с близкими), раннее детство(предметно-манипулятивная д-ть) развитие моторики, операциональное развитие. Дошкольники ролевая игра (открывают зачем люди так действуют). Младшешкольники - учеба, технические этапы развития. Старшешк – индивидуально-личностное общение, дружба, взаимопомощь, коллектив.

10. Ситуативное развитие мотивации. По Левину

11. Уровень притязаний: определение, динамика, детерминанты.

12. Понятие оптимума мотивации. Закон Йеркса-Додсона. (маленький вопросик)

13. Исследование мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме.

14. Проблемы мотивации в психоанализе.

Фейдимен, Фрейгер: В ПСИХОАНАЛИЗЕ ПРИНЯТО ВЫДЕЛЯТЬ два основных инстинкта, которые были сформулированы Фрейдом: истинкт жизни (Эрос) и смерти(Танатос). Эрос проявляется в энергии Либидо (сексуалmи агрессивной). Мотивация представлена комбинацией этих инстинктов. Энергия смерти заставляет человека избегать всяческого усложнения жизни, а значит отказываться от нее. И он не предпринимает никаких действий. Инстинкт продолжения рода напротив мотивирует человека на совершение жизненных актов: В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ ЭТО охота ради пищи, секс ради удовлетворения в простой биологической форме. Но общество накладывает ограничения на удовлетворение базовых потребностей. И тогда энергия Либидо сублимируется – меняет направление от недопустимых сексуальных и агрессивных целей к допустимым. Эта сублимация приводит к развитию таких проявлений культуры как искусство, культура, наука.

15. Процессы психологической защиты.

Фрейгер и фейдимен говорят об нормальных и патогенных механизмах защиты. К нормальным они относят процесс сублимации – как преобразования энергии Либидо, а к патогенным те механизмы которые блокируют прямое выражение потребностей. Репрессия (подавление) - удаление вызывающего тревожность события, идеи из сознания. Вытесненное имеет тенденцию сопротивляться, оно не вытесняется раз и навсегда, поэтому требуется постоянное расходование энергии на подавление. Отрицание – попытка не принимать в качесчтве реальности то событие которое вызывает тревогу. (события не таковы каковы они есть). Рационализация – нахождение приемлемых причин для неприемлемых действий и мыслей. Это способ принять давление Сверх-Я, я делаю так потому что так требует мораль, общество… реактивные образования это постоянная готовность к опасности, вызывающая изменение личности. Происходит инверсия желаний.(желание наносить вред и мучить маскируется состраданием к животным напр.) проекция - бессознательный перенос своих желаний и качеств на других. Такие люди слабо чувствуют свои чувства.

16. Мотивация в гуманистической психологии. Понятия "самоактуализация" и "пиковые переживания" (Маслоу). Психологи-гуманисты: МАСЛОУ, ОЛПОРт ГОРДОН, РОДЖЕРС, РОЛЛО МЭЙ, ЩАРЛОТТА БЮЛЕР. По мнению Маслоу, существует пять ступеней человеческих потребностей (так называемая пирамида):. удовлетворение высших невозможно без удовлетворенных низших. удовлетворение Базовых потребностей открывает для субъекта другие (напр в безопасности), и так далее до бесконечности. Но пока не удовлетворены важнейшие из них (пища, сон) все сознание, память, ум, восприятие он направляет в это русло. А удовлетворенная потребность – уже не есть мотив, она не движет поведением. И на место ушедшего двигателя встает другой. Итак, потребности: 1)физиологические (концепция гомеостаза, физиологические позывы), 2)в безопасности (в том числе психологической) 3)потребность в принадлежности и любви, 4)в признании, 5)в самоактуализации, 5) в познании и понимании + эстететические. Конечно нет жесткой связи между удовлетворением ступеней потребностей, нормальный человек чувствует одновременно неполную удовлетворенность всех потребностей, но мера удовлетворенности базовых потребностей всегда выше прочих. Поэтому самоактулизации достигают немногие. Потребности могут быть бессознателны.

17. Проблема мотивации в школе К.Левина.

18. Когнитивный диссонанс.

19. Исследования ситуативных детерминант поведения в когнитивной психологии (модель каузальной атрибуции Вайнера, теория выученной беспомощности Селигмана, модель Двек, теория самоэффективности А.Бандуры).

20. Теория самодетерминации Э.Деси и Р.Райана

21. Мотивация отдельных видов деятельности (аффилиация, помощь, власть).можно рассказать о чем то одном, по тому о чем писали реферат. Я расскажу про мотивацию …..

22. Мотивация достижения.

23. Агрессия: эмоциональные и мотивационные аспекты.

24. Проблема воли.

Эмоции

1. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. (Используйразработку)

2. Представления об эмоциях в зарубежной психологии. (спиноза, вундт, дарвин)

3. Концепция эмоций Б.Спинозы.

4. Концепция эмоций В.Вундта.

5. Ч.Дарвин о выражении эмоций.

6. "Периферическая" теория Джемса-Ланге и ее критика (физиологами и психологами).

7. Феноменологическая теория эмоций Ж.-П.Сартра.

8. Когнитивная теория эмоций С.Шахтера.

9. Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.К.Анохин, П.В.Симонов).

10. Информационная теория эмоций П.В.Симонова.

11. Представления об эмоциях в работах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.

12. Роль эмоций в регуляции деятельности. Соотношение понятий "эмоция", "мотив", "потребность".

13. Биологическая целесообразность эмоций (Дарвин, Анохин, Симонов). По всем текстам – в этом поможет вступление в книге вилюнаса)

14. Функции эмоций.

15. Эмоции и процессы познания.

16. Классификации эмоций.

17. Аффекты, их психологическая характеристика.

18. Диагностика аффективных следов (Юнг, Лурия). Проблема детекции лжи.

19. Чувства, их психологическая характеристика. (по Леонтьеву, Рубинштейну)

20. Условия возникновения эмоций. (по Вилюнасу)

21. Динамика эмоций (онтогенетический(идеаторный х-р, как ребенок учиться эмоциям) и ситуационный (по Спинозе) аспекты).

22. Методы исследования эмоций, их возможности и ограничения.

23. Исследования мимического, пантомимического и речевого выражения эмоций.

24. Физиологические показатели эмоций, их возможности и надежность.

25. Стресс: физиологические и психологические аспекты. ()

26. Посттравматический стресс.

27. Тревога (определение, феноменология, влияние на деятельность). Тревога и тревожность.

28. Фрустрация: конструктивные и деструктивные типы реакций, их виды.

29. Индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы (Ганнушкин, Личко).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: