Особенности выбора профессий

К наиболее ответственным решениям в жизни, определяющим судьбу человека, относится выбор профессии. Неплохо выяснить, почему ваш ребенок выбирает ту или иную профессию. Если расположить мотивы выбора профессии в порядке частоты их встречаемости, выясняется, что ученики, впервые выбирающие себе профессию хотят чтобы эта профессия:

1) была престижной;

2) хорошо оплачивалась;

3) была интересной;

4) имела хорошие условия труда;

5) ее легко можно была приобрести;

6) она соответствовала желаниям родителей;

7) можно было бы учиться и работать с друзьями;

8) можно было бы найти работу по специальности.

Остановимся немного подробнее.

Во-первых, большинство хотят, чтобы профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе. Однако надо помнить, что общественное признание профессии существенно меняется со временем. Еще недавно считалось очень престижным иметь высшее техническое образование. Изменение экономических условий привело к снижению спроса на инженеров и падению престижности этой профессии. И многие из тех, кто ориентироваться только на престижность профессии, остались за воротами предприятий. Затем наиболее престижными считаются профессии, связанные с бизнесом, финансами и управлением, но что будет с этим профессиями через какой-нибудь десяток лет, не знает никто.

Во-вторых, многие хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась. Однако оплачивается не профессия, а должность. Оказывается, недостаточно получить профессию, чтобы потом много зарабатывать. Заработок зависит не только от профессиональных знаний и умений человека, но и от его здоровья, его желания работать.

Одна из веских причин выбора профессии – интерес к содержанию деятельности профессии.

На четвертое место причин выбора профессии ученики чаще всего ставят условия труда. Основание существенное.

Пятое место среди мотивов выбора профессии обычно занимает доступность обучения. Очень часто люди выбирают ту профессию, которую легче приобрести: поступают в то учебное заведение, которое ближе к дому, где конкурс поменьше. Либо, где работает знакомый, который может помочь. В некоторых случаях это бывает оправдано. Важно помнить, что не всегда дорогостоящее обучение более качественно, чем обучение бесплатное. Качество обучения зависит не он его стоимости, а от уровня квалификации преподавателей. Однако ориентируются только на доступность образования, вы сильно ограничиваете возможность профессионального выбора ребенка.

Шестое место занимает причина выбора профессии, связанная с желанием родителей или советами близких людей.

Поступая в учебное заведение «за компанию», ваш ребенок действует в соответствии не со своими интересами и способностями, а интересами и способностями другого.

Только на восьмом месте среди прочих причин выбора профессии ученики называют возможность трудоустроиться. Когда человек выбирает себе профессию первый раз, он, к сожалению, очень редко задумывается над тем, пользуется ли спросом эта профессия на рынке труда, легко ли будет найти себе работу по специальности. К сожалению, сегодня нельзя с уверенностью сказать, какие профессии перестанут пользоваться спросом через 5-10 лет. Но уже сейчас можно точно узнать, какие специалисты требуются, и какие не требуются на рынке труда – Департамент занятости населения готовит прогнозы спроса и предложения рабочей силы в регионе.

Странно, но люди, оказывается склонны забывать, что они могут делать. Собственные профессиональные возможности редко осознаются человеком при выборе профессии. А ведь профессиональная пригодность – это один из трех важнейших моментов, которые необходимо учитывать в процессе профессионального выбора.

Любая профессия предъявляет к человеку определенные требования. Это могут быть требования к его состоянию здоровья, к его профессиональной квалификации и его профессиональным способностям. Здоровье, квалификация и способности – это профессиональные качества человека. Если уровень развития какого-то профессионально важного качества не соответствует профессиональным требованиям, то можно говорить о профессиональной непригодности человека.

Если ребенок имеет какие-то хронические заболевания, то могут существовать медицинские противопоказания к определенной группе профессий. Определить это можно в результате медицинского обследования. Этим занимаются специалисты по врачебно-трудовой экспертизе в поликлиниках. Способности можно определить с помощью диагностических методик.

Правильно сделанный выбор профессионального пути приносит человеку удовлетворенность трудом, обеспечивает быстрый профессиональный рост, делает труд радостным и творческим.

Для того чтобы правильно выбрать профессию, необходимо сориентироваться в трех вещах:

1) Определить, каковы профессиональные интересы и склонности ребенка (кратко это можно назвать «хочу»).

Интерес – это стремление к познанию, желание ознакомиться с каким-либо предметом или явлением, изучать его, читать о нем, думать («Хочу знать»).

Склонность – это стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью («хочу сделать»).

Интересы и склонности могут совпадать или не совпадать друг с другом, могут быть к одному, нескольким, многим объектам и видам деятельности.

2) Оценить, каковы профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, профессиональную пригодность и возможности («могу»).

Способности – это индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.

3) Узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу («надо»).

Если «хочу», «могу», «надо» гармонично совмещены, то профессиональный выбор будет удачным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: