Роль профессиональных интересов в деятельности

 

Профессиональные интересы (от лат. profiteor – объявляю своим делом и interest – важно) – элементы мотивационно-потребностной сферы.

«Профессиональный интерес» – есть избирательное активно-положительное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, связанное с желанием ею заниматься»

В структуре профессионального интереса выделяют четыре взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный, волевой и деятельностный.

Познавательный компонент профессионального интереса обусловлен стремлением глубже узнать о содержании профессиональной деятельности, определяет большую роль в трактовании значения и смысла профессиональной деятельности, что представляет, как предпосылка интереса. Данный компонент находит проявление в познавательной деятельности, отражающей стремление к приобретению профессиональных знаний, осведомленности о содержании избранной профессии.

Эмоциональный компонент характеризует эмоциональное отношение личности к определенному роду деятельности, что отражается в чувстве удовлетворенности результатами определенной деятельности, увлеченности ею, положительном отношении к профессии, уверенности в правильном ее выборе.

Волевой компонент играет значительную роль во внутренней мобилизации личности для преодоления трудностей при освоении профессии. Он предполагает настойчивость, уверенность в преодолении трудностей в овладении профессий.

Деятельностный компонент включает, как и потребность личности в конкретной деятельности, так и активность в овладении профессий, что проявляется в практической деятельности, выражается в стремлении к пробе сил, проверке способностей, желании самореализоваться в избранной профессии и др. Данный компонент является системообразующим в структуре профессиональных интересов.

Все данные компонента взаимосвязаны, но, тем не менее, в определенный момент времени один из них может доминировать. Особенность взаимосвязи эмоционального и познавательного компонентов состоит в том, что познавательный компонент формирует положительное отношение к избранной профессии. Познавательный компонент усиливает положительное отношение к профессии, раскрывая ее значение и смысл. Волевой компонент профессионального интереса проявляется тогда, когда после первых неудач воспитанник занимается дальше деятельностью или бросает ее. Насколько развита воля у учащегося, настолько и будет развиваться интерес в дальнейшем к профессии или нет.

Список рекомендуемой литературы

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Текст]: в 2 т. / Х. Хекхаузен. – М.: Педагогика, 1986. – Т.1. – 406 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: