Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса

Концепция «Воспитание индивидуальности»

План

Название концепции, данные о её авторе(ах), наименование публикации, в которой изложены основные её положения.

Определение понятия «воспитание».

Цель и принципы воспитания.

Содержание воспитательного процесса.

Механизм воспитания.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

1. Концепция разработана коллективом научных и прак­тических работников Псковской области под руководством профессора Евгения Николаевича Степанова. Ее основные идеи изложены в статье «Развитие индивидуальности ре­бенка как предмет воспитательной деятельности» (журнал «Воспитание школьников», 2004, № 10; 2005, № 1) и учеб­но-методическом пособии «Воспитание индивидуальнос­ти» (2005 год). Она направлена на осуществление мечты большин­ства педагогов — дойти до каждого ученика, раскрыть наиболее полно его возможности и способности.

К сожалению, долгие годы в советской педагогике приоритет­ным направлением воспитательной деятельности избира­лось формирование в ребенке социально типичного; лишь в последнее десятилетие акцент в воспитательной практи­ке постепенно смещается в сторону поддержки становле­ния в растущем человеке ярко индивидуального, что при­звано помочь ему стать самим собой и добиться благодаря этому жизненного успеха.

Повышение роли процесса воспитания в формирова­нии индивидуальности детей возможно только в том слу­чае, если у педагога-воспитателя сформируются отчетли­вые и верные представления о сущности и структуре ин­дивидуальности, целях, содержании, формах и способах организации деятельности по ее развитию. Совокупность этих представлений и может рассматриваться в качестве концепции индивидуальностно-ориентированного воспи­тания.

Сущность индивидуальности человека.

Проведенный ав­торами концепции анализ определений понятия «инди­видуальность», изложенных в работах философов, психо­логов и педагогов, свидетельствует о многообразии науч­ных взглядов на индивидуальность человека и ее сущность. Предпринятая попытка систематизации различных точек зрения ученых позволила выделить четыре ключевых ас­пекта, характеризующих сущность данного явления.

Первый ключевой аспект — индивидуальность как уни­кальность, неповторимость, особенное в человеке. Именно посредством этих характеристик большинство исследова­телей описывают сущность и определяют понятие инди­видуальности. Такая точка зрения преобладает в современ­ной справочной литературе, учебных пособиях, моногра­фиях и других учебных публикациях. Однако некоторые ученые имеют другое мнение о значении неповторимого своеобразия и уникальности при характеристике сущнос­ти индивидуальности. Единичность, неповторимость, осо­бенность, как полагает философ И.И. Резвицкий, относят­ся к важным сторонам человеческой индивидуальности, без учета которых она не может быть правильно понята, но сами по себе являются лишь формальными ее характери­стиками, не связанными с содержательным анализом. «Сама по себе неповторимость, как и единичность, — пишут психологи Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков, — не является сущностным свойством индивидуальности. Индивидуальность не возникает прямо из различий индивидов, не тождественна неповторимости личности».

Эта точка зрения принципиально важна для педагогической практики. Она позволяет понять, что смысл педагогической работы с индивидуальностью не заключен только в учете индивидуальных особенностей детей и стимулиро- вании появления каких-то новых различий. Бесперспек­тивность такого подхода можно объяснить следующими причинами. Во-первых, в такой работе педагогу не следует слишком усердствовать, ведь наследственность, окру­жающая природная и социальная среда, активность само­го человека обусловливают огромное количество отличи­тельных черт (качеств) конкретного индивидуума по отношению к другим людям. Вероятность повторения оп­ределенного человека на Земле, по утверждению извест­ного американского генетика Р. Левонтина, так мала, как величина, обратная самому большому мыслимому числу людей, которое может вместить планета. Во-вторых, ин­дивидуальность нельзя рассматривать как сумму, получен­ную в результате сложения отдельных отличительных черт и свойств человека. Вряд ли важные для криминалистов отпечатки пальцев с неповторимым рисунком кожного покрова, помогающие идентифицировать того или иного человека, позволяют судить о его индивидуальности. То же самое можно сказать и о чертах лица, параметрах те­лосложения, особенностях темперамента и т.п. Например, Гегель называл это множество отличий «дурной бесконеч­ностью». И в-третьих, отличительные черты не являются самоценностью и для большинства самих детей. Хотя бы­вают случаи, когда ребенок пытается экстравагантной при­ческой, одеждой, поступком заявить о своей индивиду­альности. Но такие моменты характеризуют, как правило, мнимую, а не подлинную индивидуальность.

Второй ключевой аспект — индивидуальность как свой­ство, качество, признак, характеристика человека. Притом это свойство ученые относят к разряду главных, системо­образующих, наиболее важных, ставя его в один ряд с та­кими характеристиками (качествами) человека, как инди­вид, личность, субъект. «Если личность, — по мнению Б.Г. Ананьева, — "вершина" всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это "глубина" личности и субъекта деятельности».

Третий ключевой аспект — индивидуальность как этап, уровень развития человека. Авторы учебного пособия «Пе­дагогика индивидуальности» О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк полагают, что индивидуальность — это высший уровень раз­вития человека в онтогенезе. Подобную точку зрения разде­ляют и составители словаря социально-психологических понятий «Коллектив. Личность. Общество», называющие ин­дивидуальность кульминационным этапом в развитии ин­дивидуума. Становление индивидуальности, согласно их взглядам, происходит за достаточно длительный промежу­ток времени в жизни человека, а поэтому детство — всего лишь один из этапов данного процесса. Однако очевидна важность этого жизненного периода, ведь от того, насколь­ко воспитатель сможет умело и заботливо поддержать и взрастить ростки индивидуальности в детские годы, во многом зависят яркость и полнота ее раскрытия и прояв­ления в более зрелом возрасте.

Четвертый ключевой аспект индивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность. Как ут­верждал И.И. Резвицкий, общественная жизнь человека осуществляется в двух формах: коллективной и индивиду­альной. Именно с последней он и психологи Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков связывают сущность индивидуальности. «Индивидуальность, — подчеркивает И.И. Резвицкий, — состоит не столько в том, что каждый индивид неповто­рим, хотя и в этом также заключен момент его индивиду­ализации, а в том, что каждый человеческий индивид — это отдельный, самобытный мир, который, будучи вклю­чен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную само­стоятельность». Взгляды ученых на индивидуальность как самобытность, способность человека стать и быть самим собой имеют методологическое значение для определения смысла воспитательной деятельности. Наверное, ради того, чтобы помочь воспитаннику эффективно использовать и развивать свои возможности, а в результате — стать самим собой, т.е. самоосуществиться, воспитателю можно и нужно избрать индивидуальность целью и предметом приложения педагогических усилий. Представители гуманистичес­кого направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм и др.) считают, что в само­осуществлении и заключается подлинное счастье челове­ка, предназначение его бытия. А, следовательно, смысл дея­тельности педагога-воспитателя, если он действительно желает счастья своему воспитаннику, состоит в помощи ребенку стать и быть самим собой.

2. Понятие «воспитание». Разработчики концепции пред­лагают понимать воспитание как целенаправленный про­цесс содействия ребенку в самоосуществлении. Такое по­нимание воспитания основывается на постулатах гумани­стической педагогики и психологии о предназначении бытия человека и смысле педагогической деятельности.

Если воспитание понимается таким образом, то возни­кает резонный вопрос: разве не каждый человек является самим собой (самоосуществляется)? На него авторы кон­цепции дают отрицательный ответ, обосновывая свою точ­ку зрения несколькими аргументами.

Во-первых, человек изначально, т.е. с момента рождения, не обладает индивидуальностью как полностью сформи­рованным качеством. Ему еще предстоит самоосуществиться через многолетнюю и нелегкую работу по развитию и про­явлению своей индивидуальности, самобытности.

Во-вторых, нередко человек плохо знает и развивает свои природные задатки, недостаточно эффективно использует внутренние и внешние возможности для самостроитель­ства и самосовершенствования.

В-третьих, бывают случаи, когда человек совершает не­идентичные самому себе поступки. Довольно часто причи­ной самонеидентичности является конформизм личности. Человек под давлением группы может избирать формы и способы поведения и общения, которые не соответствуют его жизненным принципам. Порой он так поступает ради того, чтобы сохранить благополучное положение в группе. В данном контексте становится понятным сформулирован­ное А.Г. Асмоловым положение: индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

В-четвертых, приостанавливая на какой-то промежу­ток времени работу по самосовершенствованию, человек может потерять идентичность себе в дне завтрашнем. Самоосуществление — процесс непрерывный в течение всей жизни, и об этом не следует забывать.

3. Цель и принципы воспитания. В качестве главного целе­вого ориентира выступает индивидуальность как интег­ральное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), характе­ризующее его творческое отношение к себе и своему бы­тию, к социальному и природному окружению, представ­ляющее собой неповторимое сочетание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.

Достижение главного целевого ориентира воспитания возможно лишь тогда, когда два основных субъекта воспи­тательного взаимодействия — педагог и учащийся — поставят перед собой следующие цели:

— создание условий для становления и проявления индивидуальности детей (цель педагога-воспитателя);

— эффективное использование возможностей стать и быть самим собой (цель ребенка).

К числу принципов индивидуальностно-ориентированного воспитания профессор Е.Н. Степанов и его коллеги относят семь требований к построению воспитательного взаимодействия. Это следующие принципы:

1) целостности;

2) бинарности;

3) доминанты;

4) вариативности;

5) помогающих отношений;

6) творческой активности;

7) рефлексивности. Рассмотрим каждый из них.

Принцип целостности. Большинство ученых рассматри­вает индивидуальность как целостную систему. «Индиви­дуальность, — утверждал еще в XIX в. известный философ Людвиг Фейербах, — это неделимость, единство, целостность). Данную точку зрения поддерживают и современные иссле­дователи-психологи Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, В.И. Слободчиков, Л.Н. Собчик, которые собственными исследованиями убедительно доказали, что индивидуальность — целостная характеристика индивидуальных свойств человека как ин­дивида, субъекта и личности.

В контексте раскрываемого принципа становится понятной важность неоднократно сформулированного и обоснованного философами, психологами и педагогами (Г.В. Ге­гель, Е.И. Исаев, Л.М. Лузина, И.И. Резвицкий и др.) пре­достережения о нецелесообразности представления индиви­дуальности только как неповторимости (уникальности, своеобразия) человеческого индивидуума. В противном слу­чае остается вне поля зрения ряд ключевых аспектов данно­го явления, и индивидуальность не предстает как интеграль­ная характеристика (свойство, качество) человека, как этап (уровень) его развития, как особая форма его бытия.

Принцип целостности актуализирует фундаментальное положение педагогической антропологии о том, что чело­век в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания (К.Д. Ушинский). Современный педагог-воспитатель должен направлять свои усилия на обеспечение развития ребенка как сложной и целостной системы. Причем педагогические действия не должны «рас­пыляться» ради формирования каких-то отдельных, порой и не очень существенных, сторон и качеств человека, а дол­жны сосредотачиваться на развитии системообразующего свойства, придающего человеку целостность. Именно та­ким свойством, по утверждению Е.В. Бондаревской, и яв­ляется индивидуальность конкретных учащихся.

Принцип бинарности (бинарный — двойной, двуединый, состоящий из двух частей, компонентов и т.п.). Бинарный характер построения воспитательной деятельности обус­ловлен целым рядом процессов такого же рода, связанных с развитием и проявлением индивидуальности.

Хорошо известно, что формирование индивидуальнос­ти происходит под влиянием двух главных взаимодейству­ющих факторов — наследственности и среды. Их влияние настолько взаимосвязано, что генетиками установлено су­ществование устойчивой и значимой генотип-средовой корреляции. «Формирующаяся индивидуальность, — под­черкивает И.В. Равич-Щербо, — не делится на то, что в ней от среды, и на то, что — от генотипа. Развитие по сути сво­ей является процессом переплетения и взаимодействия генов и среды, развитие и есть их взаимодействие».

Многочисленными исследованиями доказано, что раз­витие человека и его качеств, в том числе и индивидуаль­ности, невозможно вне социума, вне пространства человеческой деятельности, общения и отношений, вне социального опыта и ценностей культуры. Процесс социализа­ции содействует формированию в индивиде не только об­щих черт и качеств, свойственных всем представителям человеческого сообщества, но и особенного единичного, отличающего данного индивидуума от других людей. На­пример, становление и проявление яркой индивидуальности мастера фигурного катания трудно представить без освоения им азов катания на коньках, овладения техни­ческими приемами, арсенал которых накапливался в тече­ние многих лет и не одним поколением фигуристов. На этой основе и формируется индивидуальный стиль выс­тупления мастера-фигуриста. То же самое можно сказать и о других сферах деятельности человека и выражения в них его индивидуальности.

Однако выяснение роли и степени влияния социализа­ции на развитие индивидуальности человека не может быть ограничено лишь констатацией важного значения первого процесса для успешного протекания второго. Необходимо знать и учитывать сведения о наиболее существенных де­талях данного взаимодействия. В частности, одну деталь пи в коей мере нельзя упустить. Чтобы лучше понять ме­ханизм и характер влияния социализации на становление и проявление индивидуальности, надо в процессе социа­лизации выделить два структурно-процессуальных компо­нента. Их целесообразно назвать следующим образом: пер­вую составляющую — типизацией, а вторую — уникализацией. Под типизацией понимается процесс, направленный на формирование в человеке общего (типичного), свой­ственного всем или большинству представителей людско­го сообщества. Уникализацией называется процесс, направ­ленный на развитие в индивиде неповторимых (уникаль­ных, единичных) качеств. Для развития важна не только глубина и интенсивность протекания каждого из них, но и их взаимосвязь и сопряженность. В противном случае рождаются довольно непривлекательные виды человечес­кой индивидуальности. К примеру, повышенная интен­сивность процесса типизации при уменьшении степени влияния второй составляющей приводит к формированию индивидуальности, которую характеризуют такими опре­делениями, как «незаметная», «несостоявшаяся», «утраченная». Суть данного образца индивидуальности достаточно ярко и точно выражает строка стихотворения Андрея Вознесенского: «Я пуст, я стандартен. Себя я утратил». Если же возникает диаметрально противоположная ситуация, то в результате может получиться индивидуальность, ко­торую Н.Е. Щуркова называет «пещерной», подчеркивая, тем самым ее примитивность и крайне слабое влияние ценностей культуры на формирование такого человека.

И еще об одном важном аспекте бинарности не следует забывать. Речь идет о двуединстве в процессе воспитания деятельности педагога и активности ребенка. Не случайно М.И. Рожков и Л.В. Байбородова предложили осуществить классификацию методов воспитания на основе идеи би­нарности. «Воздействие педагога, направленное на воспитание ученика, — пишут они, — призвано вызвать соответ­ствующее ему действие ученика, способствующее самовоспитанию. Отсюда следует, что методы воспитания бинарные. Бинарные методы воспитания предполагают выделение парных методов "воспитания-самовоспитания"».

Выражая полное согласие с точкой зрения этих уче­ных, мы полагаем, что принцип бинарности должен стать правилом в деятельности педагога-воспитателя по обеспе­чению развития индивидуальности ребенка не только при определении методов воспитания, но и при выборе целе­вых ориентиров, содержания, форм организации, анализа и оценки воспитательного взаимодействия, т.е. при отбо­ре всех компонентов процесса воспитания. Бинарность должна пронизывать каждый элемент и каждое мгновение, воспитательных отношений педагога и ребенка.

Принцип доминанты. Необходимо сразу пояснить, что понятием «доминанта» нами обозначается не столько фи­зиологический очаг возбуждения, сколько такой момент бытия человека, как концентрация его интеллектуальных, душевных и физических сил на важном аспекте своей жизнедеятельности. Кстати, и сам создатель учения о доминанте академик А.А. Ухтомский считал возможным ицелесообразным применять данный термин не только в рамках физиологии, но и в более широком контексте — при изучении и объяснении жизни человека в целом, включая ее интеллектуальную и духовно-нравственную стороны.

Принцип доминанты требует от воспитателя вниматель­ного изучения воспитанников и тщательного анализа их по­ступков, что способствует выявлению, осознанию и пони­манию педагогом доминантных состояний у детей. Это яв­ляется, несомненно, важным для развития индивидуальности школьников, ведь из совокупности присущих им доминант формируется «руководящий стержень» (термин А.А. Ухтом­ского) их мыслей и действий, т.е. авторское отношение к жизни. Доминантные стороны, как правило, являются одно­временно и наиболее сильными, обеспечивающими успех в жизни и развитии того или иного человека. Они оказывают положительное влияние на коррекцию слабых сторон чело­веческого индивида. «Если плохо дается русский язык, а хо­рошо — математика, — пишет А.И. Кочетов, — дополнитель­но надо заниматься именно математикой». Как заметил вид­ный советский психолог В.А. Крутецкий, атака на слабость должна вестись с позиции развития силы. Воспитатель мо­жет и должен позаботиться о создании условий для развития и проявления сильных сторон ребенка.

Принцип вариативности. Вариативность как важнейшая характеристика воспитательного процесса обусловлена мно­гообразием способов и условий человеческого бытия и по­стоянной их изменчивостью. Она обусловлена уникальнос­тью каждого человеческого индивида, неповторимостью его жизненного пути и особенностями процесса развития. Не­случайно известный российский педагог К.Н. Вентцель в начале прошлого века писал: «Каждый ребенок предпола­гает свою особую систему воспитания (сколько существует детей, столько существует и систем воспитания)».

В этой связи воспитателю необходимо иметь более отчет­ливые представления об индивидуальной траектории жиз­недеятельности и развития каждого ребенка и на их основе более детально и обоснованно планировать индивидуальную работу с каждым учеником. Педагог должен помочь воспи­танникам найти и занять свою нишу, разумеется, наиболее комфортную и благоприятную, в общем пространстве дея­тельности и отношений в ученическом коллективе.

Принцип вариативности требует от педагога умения проектировать и создавать в воспитательном взаимодей­ствии с учащимися ситуацию выбора. «Я есть мой вы­бор», — справедливо утверждал французский философ и писатель Жан-Поль Сартр. Без выбора невозможно развитие индивидуальности ребенка, проявление его способностей. Педагог может и должен помочь, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора цели, содержания, форм и способов организации ин- дивидуальной и коллективной деятельности.

Принцип помогающих отношений. В результате работы по определению условий, форм и способов педагогического содействия ребенку в развитии и актуализации его возможностей и способностей, в становлении и проявлении его индивидуальности, зарубежные ученые-представители гуманистического направления в психологии и педагогике пришли к выводу, что главное условие в решении этих сложных задач — установление помогающих отношений между вос­питателем и его воспитанниками. Понятие «помогающие отношения» ввел Карл Роджерс, определив его следующим образом: «Это такие отношения, в которых один из участииков стремится к тому, чтобы у одной или обеих сторон про­изошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов». Этот же ученый на­звал пять обстоятельств (условий), способствующих постро­ению помогающих отношений. К ним он отнес следующие:

— восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой;

— конгруэнтность педагога;

— безусловно положительное отношение взрослого к, ребенку;

— эмпатийное понимание ребенка;

— ощущение ребенком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога.

Соблюдая перечисленные условия, педагог содействует формированию у ребенка умений самостоятельно решать проблемы своей жизнедеятельности и личностного роста, способности к самопознанию, самостроительству, саморе­ализации и самоутверждению.

Принцип помогающих отношений нацеливает воспитателя на отказ от использования средств формирующейI педагогики, на обогащение своего педагогического арсе­нала индивидуальностно-ориентированными формами и способами воспитательного взаимодействия.

Принцип творческой активности. Практически все ис­следователи подчеркивают неоценимое значение творчества для созидания индивидуальности. Очень часто определение «творческая» соседствует с термином «индивидуальность» (Е.Н. Барышников, Р.У. Богданова, К.Н. Вентцель, Ю.А. Гагин, И.А.Колесникова, Л.М. Лузина и др.). «В наших ис­следованиях, — констатирует Ю.А. Гагин, — к сущностным элементам индивидуальности, посредством которых проис­ходит ее реализация, отнесены творчество и общение. При этом творчество рассматривается, во-первых, как деятель­ность, связанная с созданием чего-то нового по смыслу. Создание чего-то нового по смыслу, осознание этого смыс­ла, передача его другому являются главными элементами творчества индивидуальности, благодаря чему происходят ее становление и реализация. Во-вторых, творчество рассмат­ривается как признак личности, индивидуальности, т.е. че­ловека, способного создавать новые формы индивидуальной и общественной жизни». Однако не всякое творчество, за­мечают Р.У. Богданова и Л.М. Лузина, гарантирует станов­ление творческой индивидуальности. Для этого следует со­блюдать еще одно условие: ребенок в процессе творческой деятельности должен занимать субъектную позицию.

Принцип творческой активности обращает внимание воспитателя на необходимость проектирования и создания условий для проявления и развития креативных способно­стей учащихся, на стимулирование у них желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетвор-чества. Умелая педагогическая поддержка творческих уст­ремлений воспитанников будет способствовать формиро­ванию у детей уникальных черт и качеств личности, инди­видуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру.

Принцип рефлексивности. «Индивидуальность рождается вместе с развитием рефлексии», — так кратко и точно оха­рактеризовали Н.Н. Михайлова и С.М. Юсфин одну из за­кономерностей процесса становления человеческой инди­видуальности. Ведь без формирования внутреннего «Я», цементирующего индивидуальную структуру индивида, по утверждению И.И. Резвицкого, трудно представить воз­можность обретения человеком своей индивидуальности. Не вызывает сомнение и то, что в конечном счете человеку самому решать: стал или не стал он самим собой, сумел или не сумел обрести свой образ, реализовал или не реа­лизовал свои возможности.

Принцип рефлексивности является отражением необхо­димости осуществления педагогической деятельности по фор­мированию у детей умений и навыков самоанализа и само­оценки, потребности в рефлексии событий, происходящих в совместной или индивидуальной жизни. В современной прак­тике воспитания существует широкий диапазон форм и мето­дов развития у учащихся рефлексивной культуры.

4. Содержание воспитательного процесса. В соответствии с целями и принципами определяется содержание воспи­тательного процесса. Оно должно содействовать развитию индивидуальности посредством созидания ее основных со­ставляющих и интеграции их в единое целое. Авторы кон­цепции называют те структурные элементы человека, ко­торые могут одновременно рассматриваться и в качестве компонентов индивидуальности.

Первым компонентом (ядром индивидуальности) выс­тупает авторское отношение человека к себе и своему бы­тию, социальному и природному окружению, миру челове­ческой культуры. Именно оно обусловливает индивидуаль­ный стиль мышления и деятельности, своеобразие выбора форм и способов поведения и отношений с окружающи­ми, особенности эмоционально-чувственного восприятия происходящих событий. Индивидуальность и ее основные элементы, по мнению Н.Е. Щурковой, сфокусированы ключевым отношением к жизни.

Второй компонент — задатки и способности. По их про­явлениям, как правило, и судят об индивидуальности того или иного человека. И это не случайно, ведь сделанный индивидом из широкого спектра человеческих занятий выбор предмета собственных привязанностей и увлечений, устойчивый интерес к какому-либо делу, раскрытие в нем своих способностей обусловливают формирование инди­видуального стиля и неповторимого образа жизнедеятель­ности человека. Склонности и способности можно образ­но назвать ключом к развитию и проявлению индивиду­альности. Не зря В.А. Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту "золотую жилку", от которой начи­нается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».

Третий компонент социально-культурный опыт инди­вида. Он включает в себя знания о человеке и об окружаю­щей социальной и природной действительности, умения и навыки познавательной и преобразовательной деятельно­сти, опыт творческого созидания, установления коммуни­кационных связей и отношений с людьми. Важной со­ставляющей социально-культурного опыта являются зна­ния, умения и навыки самопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии. От богатства этого опыта во многом зависит яркость и многогранность человеческой индивидуальности. Именно данный компонент можно рас­сматривать в качестве базисного основания для формиро­вания уникального сочетания в конкретном человеке об­щих, особенных и единичных черт и качеств, а также как необходимое условие становления не примитивно пещер­ной, а подлинно культурной индивидуальности, впитавшей в себя культурные ценности цивилизации.

Четвертый компонент нравственная направленность как существенная характеристика индивидуальности в со­отнесении с духовно-нравственными приоритетами обще­ства, как ценностное наполнение избираемых человеком содержания, форм и способов самореализации и самоут­верждения. Включение нравственной направленности в со­став компонентов индивидуальности произведено нами осознанно, хотя мы знаем, что многие исследователи под­черкивают независимость индивидуальности и уровня ее сформированности от норм морали и степени их усвое­ния (принятия) человеком. В научной литературе можно встретить описание яркой индивидуальности трудновос­питуемого подростка или даже преступника. В данном кон­тексте используются такие понятия, как «проблемная ин­дивидуальность» (С.А. Расчетина, СБ. Калинина), «темная индивидуальность» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов). Од­нако мы убеждены в том, что целесообразно вести педаго­гическую работу по развитию индивидуальности, не забы­вая о духовно-нравственном ее наполнении.

Пятый компонент — творческая активность, которая выступает по отношению к индивидуальности в различных ипостасях: и как ее элемент, и как свойство, присущее ей, и как решающее условие ее становления и про­явления. Такая многогранность свидетельствует об ог­ромной важности этой составляющей. Без творческой активности трудно представить возможность формиро­вания яркой индивидуальности, полномасштабного само­осуществления человека. При ее отсутствии доминирую­щее положение занимают типичность, стандартность, не­заметность. Творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и за- трагивать жизнедеятельность человека в целом. Вот по­чему необходимо педагогу заботиться о развитии в дет­ском коллективе процессов коллективного и индивиду­ального жизнетворчества.

Наличие сфомированного представления о компонен­тном составе индивидуальности способствует более обо­снованному определению содержания воспитательного взаимодействия педагога и ребенка. Содержание этого вза­имодействия, содействующее воспитанию индивидуаль­ности, включает в себя следующие приоритетные направ­ления:

созидание авторского отношения человека к собствен­ной жизни, к своему социальному и природному окруже­нию;

— развитие задатков и способностей растущего чело­века;

— освоение социокультурного опыта познания и пре­образования себя и окружающей действительности;

— формирование нравственной направленности ребенка;:

— развитие творческой активности детей.

5. Механизм воспитания. Включает в себя формы, мето­ды и приемы, помогающие ребенку стать и быть самим собой. Методы воспитательного взаимодействия являют­ся бинарными. Они обеспечивают в процессе воспитания двуединство деятельности педагога и активности ребенка. К разряду основных приемов и методов псковские ис­следователи относят представленные в таблице шесть пар способов деятельности педагога и самодеятельности ре­бенка.

Способы деятельности педагога Способы самодеятельности ребенка
Методы и приемы
Познания ребенка Самопознания
Понимания ребенка и его жиз­недеятельности Самопонимания
Педагогического проектирования Самопроектирования
Помогающего созидания Самосозидания (самостроительства)
Педагогической рефлексии Саморефлексии
Педагогической коррекции Самокоррекции

Развитию и проявлению индивидуальности ребенка спо­собствуют следующие формы воспитательной работы:

— учебные занятия спецкурсов «Самосовершенствование личности» (Г.К.Селевко), «Философия жизни» (Н.Е. Щуркова);

— циклы тематических классных часов (клубных занятий) «Стань самим собой», «Познай себя», «Сотвори себя сам»;

— альбом-эстафета «Мир моих увлечений и интересов»;

— игра-путешествие в мир своего «Я»;

— тренинг саморазвития, личностного роста;

— мастерская самопроектирования;

— творческая самопрезентация;

— персональная выставка;

— бенефис;

— смотр-конкурс «Ученик года» («Достижение года»);

— звездная гостиная «Зажги свою звезду»;

— книжка (тетрадь) достижений;

— личный сайт школьника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: