Античная философия

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА. Главная проблема – поиск первоначала, архэ («архетипы» К.Г.Юнга). Оно – основа возникновения, существования, движения, все превращается в него. Для Фалеса это вода. Вещества - бесконечное разнообразие различных агрегатных состояний воды. Первоначало это разумное, одухотворенное. Поэтому, «мир полон богов», духов (Фалес). Фалес: «Познай самого себя». Познавая себя, психику, мы познаем мир.

Для Анаксимена первоначалом является воздух. (Он подобен эфиру в физике вплоть до нач. 20 века). Для Ферекида это первоначало – земля.

Согласно ГЕРАКЛИТУ первоначалом является огонь ( для древних – это вещество).Огонь изменчив, подвижен, одухотворен. Все состоит из него, рождается, и все (Космос) сгорает в огне. («Огонь» синонимичен современному понятию «энергия». W = mc – там, где масса, там «энергия», там «психея».) Мировой пожар подобен мировому суду, являясь нравственным, духовным событием. Создается эсхатология – учение о концемира, света.

*Обожествление огня. Везде разум, жизнь, психея. Это учение - гилозоизм («везде жизнь»). Оно тождественно др. учению – панпсихизму («везде психика»).

* Душа человека - искорка Мирового Огня. Она должна развиваться по законам Космоса, в соответствии с Логосом Вселенной.Логос – это Закон, Принцип, Дао. Самопознание - путь познания Макрокосма.

«Принцип двух зеркал» - познание Микрокосма есть познание Макрокосма, и наоборот. * Ощущение продуцирует темное, недифференцированное знание. Разумсветлое, отчетливое. Они находятся (подобно теории и эмпирии) в гармоничном единстве.

*Гераклит о Пифагоре: «Многознание уму не научает».

* Проводит различие между душой взрослого и душой ребенка. По мере взросления психика становится более «сухой и горячей». У ребенка (и пьяного) душа влажная. * Диалектика. 1. Все течет – все изменяется (panta rei). Мир, психика – река, в которую нельзя войти дважды (ученик его Кратил: даже один раз). 2. Все явления наделены противоположными качествами и тенденциями. (Вода – чистейшая и грязнейшая. Обезьяна – прекраснейшая и безобразнейшая). 3. Противоположности переходят друг в друга. 4. Распря, борьба противоположностейзакон мира (и основа групповой динамики в соц. псих.).

У АНАКСИМАНДРА архэ носит субстанциональный хар-р. Это апейрон – неопределенный, чувственно невоспринимаемый, трансцендентный. Он – основа Космоса, общества, (как и архетип Юнга) основа культуры, религии, восприятия, психики. Не определен, но определяет все.

ПИФАГОРЕЙЦЫ. Религиозно-этический орден (подобно культу, «секте»). О Пифагоре – мало сообщений. * П.образ жизни предполагает иерархию ценностей: 1. прекрасное (в т.ч. наука), 2. выгодное, 3. приятное. Вставали до восхода солнца, занимались мнемоническими упражнениями. Перед сном – трижды отчет о прожитом: какой долг остался невыполненным. В основе этики – победа над страстями, культ дружбы и почитание Пифагора. *Выдающийся врач Алкмеон, представитель П.союза, открыл зрительные нервы и то что головной мозг – орган души. * Идея числа. Число – начало всего (вещественного и психического), субстанция. Рациональное число – «самое мудрое», «владеет» вещами и душами. Позднее открыто явление несоизмеримости, иррациональные числа. Скрывали. Пример: число «Пи».Неразумное, иррациональное – в основе мира и человеческой души. (Иррациональное – атрибут сатаны). Бессознательное определяет психические процессы (психоанализ З.Фрейда).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: