Диверсификация в широком смысле - расширение видов деятельности, переход к более разнообразным способам ведения хозяйства, объектам вложения активов и источникам привлечения ресурсов.
Цели диверсификации - ограничение рисков, создание более устойчивого финансового и хозяйственного положения, когда жизнеспособность компании не будет зависеть от одного или очень небольшого количества факторов.
Диверсификация рисков - стратегия, направленная на понижение уровня и степени концентрации рисков при сохранении оптимальной доходности и необходимого уровня ликвидности. Целью стратегии является такое сочетание объектов вложений или видов операций с высокими, умеренными и низкими уровнями риска, которое бы отвечало принятой политике компании.
Диверсификация рисков достигается диверсификацией активов, видов деловых операций, источников финансирования, диверсификацией поставщиков и потребителей продукции компании или финансовых услуг, предоставляемых банком или иным финансовым институтом. Тот же эффект оказывает диверсификация сроков вложений и привлеченных ресурсов, условий, на которых ведутся финансово-хозяйственные операции (например, сочетание и связывание ссуд и депозитов с фиксированной и колеблющейся процентной ставкой и т.д.).
|
|
Компания может диверсифицировать производство, создавая товары или услуги, сходные с уже имеющимися в смысле технологии или рынков, либо за счет создания продуктов, которые совершенно отличны от существующих. Примером диверсификации может быть строительство автомоек или автосервисов на автозаправочных станциях: все эти виды деятельности ориентированы на одних и тех же клиентов - автовладельцев.
Пример диверсификации другого рода - решение о строительстве отеля для компании, занимающейся добычей газа.
Отметим определенные преимущества и недостатки диверсификации.
Преимущества:
может быть необходима для того, чтобы фирма могла выжить в течение продолжительного времени;
снижает и перераспределяет риски;
способствует эффективному использованию избытка средств;
предоставляет организации более широкий набор продуктов или услуг.
Недостатки:
для стратегического успеха диверсификация необходима в больших масштабах;
организации могут не иметь знаний и опыта, чтобы хорошо управляться с новыми продуктами или услугами;
могут понадобиться значительные инвестиции в новую технологию;
это приростная стратегия: для получения прибылей необходимо время.