Подзаголовок
Подзаголовок — развернутое предложение, раскрывающее основную информационную суть публикации либо дополняющее имеющийся заголовок.
Необходим:
Если объем материала составляет более четверти полосы.
Если материал сопровождается игровым заголовком.
Если материал сопровождается информационным заголовком либо заголовком-цитатой, требующим дополнительных разъяснений.
Примечание: в заголовках и подзаголовках следует избегать:
— длинных названий и должностей
(не «глава городского округа Ревда», но «мэр Ревды»;
не «руководитель территориального управления Пенсионного фонда России по городу Ревде и городу Дегтярску», но «начальник местного управления Пенсионного фонда»;
не «начальник инспекции Федеральной налоговой службы по городу Ревде», но «начальник налоговой инспекции»);
— аббревиатур, если они не употребляются в живом языке жителей данной местности
(не МОУ, но «школа»;
не МДОУ, но «детский сад»;
не МУЗ «РГБ», но «горбольница»;
не ДКСЦ, но «Цветники»;
Однако — СУМЗ, НСММЗ, ДК, КДЦ);
— крупных числительных, если их употребление не оправдано необычностью события
(не «школе выделили 1 567 434 рубля на пожарную сигнализацию», но «школа получит более 1,5 миллионов»;
Однако: «50 дней без горячей воды!», «Бабе Маше исполнилось 100 лет»)
Лид
Лид — первый абзац текста, развернуто преподносящий читателю главную фабулу публикации.
Необходим в материалах, объем которых составляет более информационной заметки.
Цель лида — сориентировать читателя, объяснить, почему его должна заинтересовать тема публикации.
Поэтому лид — выжимка, квинтэссенция ниже опубликованного текста.
Лид начинается с главного, а главным не может быть то, что «18 ноября состоялась совещание президиума рабочей комиссии специального межведомственного комитета по подготовке к заседанию…». Главное — то, что решили на этом совещании, и то, как это отразится на жизни общества. А где и когда это решили, можно указать потом… Лид — это ответ на вопрос читателя «А почему я должен это читать?». Ответов может быть два — «Это важно» или «Это интересно». Объясните в лиде — почему это важно? почему это интересно?
Иллюстрация
Иллюстрация — визуальный материал, характеризующий суть публикации. Неизменно служит точкой входа на газетную полосу (то есть, читатель замечает его в первую очередь). Публикация, лишенная иллюстрации, привлекает внимание в последнюю очередь, будь она хоть трижды сенсационной.
Иллюстрации — это:
Документальные фотографии: преследуют цель непосредственно запечатлеть событие, о котором идет речь в публикации (либо его последствия), и его участников. Хорошая документальная фотография — отражает действие в динамике, фиксирует эмоции участников. О людях, изображенных на документальном фото, должна быть собрана информация — кто они, что они делают, что говорят, о чем думают.
Постановочные фотографии: используются только в том случае, если нет возможности сделать документальное фото. Цель постановочного фото — создать ассоциативную связь между картинкой и содержанием материала, представить читателю образ, который поможет понять суть происходящего. При этом следует помнить, что постановочное фото — это не то, что нужно; это то, с помощью чего можно выкрутиться.
Рисунки: используются тогда, когда описанная в публикации ситуация может стать предметом сатиры. Рисунки неуместны к публикациям, где речь идет о трагических событиях. Наиболее уместны в публикациях аналитических жанров.
Инфографика: используется, чтобы показать читателю процесс, явление, ход события. Это схемы, таблицы, графики — все, что способно донести до читателя информацию визуальным способом. Хорошая инфографика может заменить собой значительный массив текста, представляя при этом информацию в более удобной, легкой для восприятия форме.
Примечание: под иллюстрации всегда (!) необходимы информативные подписи, объясняющие, что на них изображено, а главное — почему и зачем.