Идеология организации

Национализм

Совершенно очевидно, что граждан России связывает нечто большее, чем просто одинаковые паспорта. Это принадлежность к одной нации. Когда мы говорим «национальные проекты», «национальные интересы», «национальная идея», мы имеем в виду всех граждан страны. Но в России часто смешивают понятия нации, национальности, народа и этноса. Эта путаница приводит к тому, что идеология национализма воспринимается негативно, тогда как в других странах она повсеместно используется.
Исторический экскурс:
Нация - понятие относительно новое и означает народ, образующий историческое единство и организованный в государство.
Первые нации появились в середине XVIII века в странах Латинской Америки. Тогда колонии начали бороться против Испании. Они уже имели общую историю и опыт управления территорией, на которой жили. Этого им было достаточно, чтобы отделить себя от испанцев. Люди, живущие на общей территории, имеющие опыт управления ей, уже могут называть себя нацией.
Гражданам любого государства нужна объединяющая идеология. До XIX века в качестве таковых использовались идеи служения одному монарху и/или единой веры. Кода монархии свергались, а значение религии падало, возникла новая идея принадлежности одной нации.
Неудивительно, что корректного определения нации нельзя найти ни в словаре Ожегова, ни в Большой советской энциклопедии. Потому что в Российской империи вместо идеи нации была идея служения царю и православия, а в Советском союзе - идея строительства коммунизма. Именно поэтому в современной России нет правильного понимания нации и национализма.
Идеология, утверждающая приоритет НАЦИИ (не национальности) во всем и есть национализм.

Этнос - это исторически образовавшаяся группа людей, объединённая общими языком и культурой.

Раса - это группа людей, объединенная общими наследственными физическими признаками: цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и т.д.
Например, есть якутский этнос (национальность), но нет американского этноса. Зато есть американская нация, но нет якутской нации.
Именно к национальности обращаются экстремисты (фашисты и нацисты), утверждая превосходство одной национальности над другими.

Фашизм - диктатура в сочетании с идеей расизма или нацизма.
Нацизм - идеология, утверждающая превосходство одной национальности над другими.
Ксенофобия - страх, ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.
Нация же почти всегда является многоэтнической, а значит нацизм, расизм и ксенофобия могут ее разрушить. Поэтому национализм противодействует этим идеологиям. Хотя нацисты часто используют это слово в своих целях, пользуясь тем, что в обществе нет его четкого понимания.
Еще кое-какие определения нации:
- социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства и выработки надэтнической культурной и политической традиции;
- группа людей, хранящая общие воспоминания и мифы своих предков, связанная с (исторической) территорией через общие жертвы и страдания в прошлом и готовность перенести страдания опять, если нужно, но не распадаться на части.
Из этих определений следуют две обязательные черты нации:
1. Государственность;
2. Существование вне времени - целостность и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.
Народ Российской Федерации, безусловно, соответствует этим критериям нации, то есть Российская Нация существует. И сам факт существования этой нации является полноценной национальной идеей.
Но есть вопрос, как все-таки называть нашу нацию: российской или русской? С одной стороны, понятие русской нации неизбежно будет путаться с понятием русской национальности. С другой - называя нацию российской, мы теряем историческую преемственность. Русскими до 1917 года назывались все, кто населял Российскую Империю и говорил на русском языке: великороссы, малороссы (украинцы), татары, черемисы, якуты и т.д. И в нашем сознании слово «россияне» связано в первую очередь с речами Бориса Ельцина («Дорогие россияне»). А со словом «русский» связаны основные символы национальной гордости: «русская школа инженеров», «русское оружие», «русская литература», «русский балет» и т.д. Даже выезжая за границу, мы называем себя русскими, а не россиянами, независимо от национальности.
Получается, что нация существует, но проблема - в выборе названия.
Мы считаем, что правильным будет называть нацию русской, ибо этого требует историческая справедливость.
Исторический экскурс:
В царской России слово «русский» было синонимом слова «гражданин». То есть все, кто служили русскому царю, считался русским. Грузин Багратион, татарин Карамзин, шотландец Барклай де Толли, немка Екатерина II вошли в историю как великие русские.
После революции 1917 года появились национальные республики и графа «национальность» в паспорте. Великороссы стали называть себя русскими, малороссы - украинцами и т.д. Таким образом, называя нацию русским, мы никого искусственно не делаем русским. Мы лишь возвращаем многовековую традицию.

Толерантность

После развала СССР уровень жизни людей, живущих на территории СНГ, стал очень различаться. Но людям всегда хочется лучшей жизни. Существующая неравномерность привела к тому, что в 90-е годы прошлого столетия в центральную часть России устремилось огромное количество эмигрантов с периферии нашей страны и из СНГ.

Это привело к обострению проблемы межнациональных отношений. Сегодня ее усугубляют инцидент в городе Кондопога, обострившийся российско-грузинский конфликт и спекуляции различных националистических и фашистских организаций на межнациональных темах. Но нельзя допускать нагнетания конфликта, потому что это сулит большие проблемы России. Поэтому для нас проблема межнациональных взаимоотношений стала одной из наиболее важных и требующих решительных действий.

Существует два подхода для ее решения.

  • В западных странах эту проблему принято «лечить» толерантностью. Об этом постоянно толкуют политики разного калибра с экранов телевизоров, страниц газет и журналов. Но опасность этого подхода состоит в том, что мы употребляем это западное словечко, не слишком понимая, куда приведет нас такая политика.

Толерантность, в первую очередь, означает терпимость, т.е. фактически одна сторона терпит другую. И вполне возможно, что сквозь зубы. Но терпение не может быть безграничным, когда-нибудь оно кончается.

Кровавые события в Кондопоге показали все недостатки такого подхода к проблеме взаимопонимания этносов.

С другой стороны, увлекшись западными веяниями и тенденциями, мы позабыли, что российская государственность имеет громаднейший опыт решения этой проблемы. История доказывает, что другой, исконно русский, подход к решению этой проблемы, основанный на двухстороннем взаимопонимании этносов намного лучше западной терпимости или, наоборот, фашистского уничтожения всех и вся.

Этот подход основан на признании особенности всех национальностей и уважительного, даже трепетного отношения друг к другу.

В Российской империи насчитывалось более 160 различных народностей, тем не менее в ней почти не возникало конфликтов на этнической основе. Народ на протяжении столетий проявлял гибкость и миролюбие, поэтому в империи спокойно сосуществовали все нации.

Именно уважение к другим культурам позволило русским собрать вокруг себя, объединить в единое государство другие народы.

Но очевидно, что уважение должно быть взаимным. Нелишним будет помнить пословицу: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Это не означает поголовной русификации всех приезжих, это никому не нужно. Это значит то, что в нашей стране существует ряд этических и моральных норм, которые следует соблюдать всем, независимо от происхождения. Даже странно, что такие элементарные вещи надо озвучивать. Но события в Кондопоге наглядно продемонстрировали, что эти правила не соблюдаются. В данном вопросе должна быть четкость:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: