Роль и функции конкуренции

Конкуренция — это в первую очередь инструмент лишения власти…

Конкуренция не может освободитъ нас от страха

перед ударами судьбы, без­работицей, бедностью и голодом,

но она, давая нам возможность отказаться от услуг определен­ного поставщика,

клиента, работодателя, кредитора в пользу многих других и сделать среди них выбор, избавляет нас от страха перед властью людей

(Бем Франц, швейцарский экономист).

Роль конкуренции заключается в широком рассредотчивании, или рассеивании экономической власти между участниками рыночных отношений для того, чтобы ни одни продавец или покупатель не мог значительно повлиять на рыночную цену благ. Таким образом, конкуренция ограничивает рыночную власть и прибыль каждого производителя.

К термину «конкуренция» обычно прилагают эпитеты «слабая», «умеренная», «жесткая», «сильная»,»хищническая». Они указывают на интенсивность конкуренции на рынке того или иного товара, которая зависит от:

— числа конкурентов и их стратегии;

— цены и величины спроса на данный товар;

— величины затрат на производство товара;

— уровня прибыльности;

— степени применения рекламы.

К примеру, первые продавцы карманных калькуляторов К электронных часов получили огромную прибыль. Благодари жесткой конкуренции сегодня калькуляторы и часы — дешевый и массовый товар.

В заключение назовем основные функции конкуренции:

1. Функция регулирования. В ходе конкуренции решаются вопросы: что, как и для кого производить, а именно: производить то, что пользуется спросом и направлять туда ресурсы. Это служит лучшему обеспечению рынков товарами и услугами.

2. Функция мотивации. Для производителя конкуренция означает одновременно шанс, риск и стимул. Шанс получить максимально возможную прибыль. Риск получить убытки, а стимул к экономии ресурсов и эффективности их использования.

3. Функция распределения. Конкуренция позволяет рас­пределить доход среди предприятий и домохозяйств в соответствии с их вкладом в экономическую деятельность.

4. Функция контроля. Конкуренция контролирует и ограничивает рыночную власть каждого предприятия, каж­дой отрасли. Она предоставляет потребителю свободу выбора благ: возможность покупать или отказываться от товара высокой цены. Чем выше уровень конкуренции, тем справедливее цена, тем богаче отдельный человек, домохо­зяйство, предприятие и государство.

Итак, подведем итоги нашего знакомства с понятием «конкуренция». Причиной конкуренции является ограниченность ресурсов и благ. Следствием — развитие экономики и научно-технический прогресс, полное удовлетворение потре­бительского спроса. Чем более развита конкуренция в экономической системе, тем ниже издержки производства, выше качество товара, ниже его цена, больше выгода потребителя и общества. К сожалению, сегодня в стане экономистов поговаривают об угасании или ослаблении конкуренции. Это происходит благодаря негативным рыночным процессам, скажем слиянию и тайному сговору компаний. Технический прогресс также способствует упадку конкурен­ции, поскольку он требует крупного производства, крупных рынков сырья, информации. Это ведет к концентрации рынка, в котором господствует одна или несколько компаний.

Кроме явных преимуществ конкуренции, у нее есть и недостатки. Банкротство предприятий — одно из самых неприятных последствий конкуренции, которое приводит к повышению уровня безработицы в обществе. Кроме того, фирмы, вовлеченные в конкурентную борьбу, не всегда соблюдают законность и правопорядок в обществе. Мы часто бываем свидетелями недобросовестной конкуренции, ложной рекламы, фальсифицированных товаров, разрушения зданий конкурентов. Существует также промышленный шпионаж, подкуп должностных лиц, «утечка мозгов», то есть пере­манивание специалистов из одной компании в другую. А конкуренция на «черном» рынке между производителями запрещенной продукции вообще способствует криминализации общества, в котором «прав тот, у кого больше прав и денег».

Несмотря на эти негативные явления, мы говорим: «Да здравствует конкуренция!», поскольку без нее нет рынка, экономического роста, а значит и нет прогресса цивилиза­ции

Монополия — это. рыночная структура, которая предполагает, что одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора, так как отсутствует дифференциация продукции, и вынуждены приобретать товары у монополиста. В связи с тем, что проникновение в отрасль других фирм затруднено, фирма представляет собой целую отрасль.

Различают, три типа условий, при которых фирма становится монопольным поставщиком продукции на рынок: закрытая, естественная, открытая монополия.

Закрытая монополия — монополия, которая защищена от конкуренции юридическими законами, при этом фирма владеет исключительным правом на определенный вид деятельности.

Естественная монополия — монополия, возникающая вследствие объективных причин: фирма владеет либо уникальной технологией производства продукта и ее средние издержки минимальны, либо уникальными природными ресурсами.

Открытая монополия — монополия, возникающая вследствие выхода фирмы на рынок с новой продукцией.

Она не обладает никакой специальной защитой от конкуренции. В любой момент на рынке может появиться конкурент.

Данная классификация весьма условна, многие фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий. Нас интересует монополия как вид рыночной структуры, с помощью которой мы исследуем рынок.

Фирма-монополист находится в уникальном экономическом положении, так как она полностью контролирует объем выпуска продукции всей отрасли. Принимая решение о повышении цены на товар, она не боится потерять часть рынка, не беспокоится о конкурентах, устанавливающих более низкие цены. Однако, это не означает, что фирма-монополист может назначать очень высокие цены на свою продукцию с целью максимизации прибыли.

Для максимизации прибыли фирма-монополист должна определить:

— рыночный спрос;

— издержки на производство своей продукции;

— объем производства и продаж;

— цену единицы продукции.

Поскольку фирма-монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на ее продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса. Цена и количество продукции изменяются в соответствии с кривой спроса.. В этом случае цена не является заданной величиной; чем больше продукции фирма-монополист произведет, тем меньше будет возможная цена реализации. Кривая спроса для монополиста имеет отрицательный наклон. Это означает, что монополист может увеличить число продаж, но при этом необходимо назначить цену на единицу продаваемых товаров, а не только на последнюю (см. таблицу 4).

Таблица 4 Спрос, совокупный доход, предельный доход монополии Доход Выпуск Цена — совокупный предельный 1 ЗО ЗО 26 2 28 66 26 3 26 78 • 22 4 24 96 18 5 22 110 14 8 20 120 10 7 16 126 6 8 16 128 2 9 14 126 -2 10 12 120.6 11 10 110 -10 12 8 96 -14 13 6 78 ' -18 14 4 56 -22 15 2 30 -26 16 0 0 -30

Из таблицы видно, что фирма-монополист может продать по 30 долл. только одну единицу своей продукции; чтобы продать две единицы, она должна снизить цену до 28 долл. как на первую, так и на вторую единицу товара. Чтобы продать три единицы —

цена должна быть 26 долл. на каждую единицу товара. Между изменениями цен и количеством проданной продукции существует обратная зависимость. В этих условиях кривая спроса на продукцию будет убывающей.

Вследствие того, что фирма-монополист снижает цену для того, чтобы больше продать, увеличить свои доходы за счет расширения объема реализации, предельный доход во всех случаях, кроме первого, меньше цены (МС<-Р). Поэтому кривые спроса и предельного дохода не совпадают (рис. 4).

В условиях совершенной конкуренции наблюдается равенство предельного дохода и цены. Для фирмы-монополиста кривая цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже кривой рыночного спроса.

С увеличением выпуска продукции совокупный доход растет (рис. 5).

1 3 5 7 9 11 13 15 16 Q'

Рис. 4. Цена и предельный доход фирмы-монополиста

1 3 5 7 9 11 13 15 16o

Рис. 5. Кривая валового дохода

Поскольку совокупный доход равен произведению цены на количество проданной продукции, то дополнительно реализованная единица увеличит валовой доход на свою цену. Можно продать две единицы по 28 долл. или три единицы по 26 долл. Понизив цену с 28 до 26 долл., фирма продает три единицы и получает дополнительный доход, который равен:

(26 х 3) - (28 x 2) = 22 долл.

Существует связь между совокупным и предельным доходом. Совокупный доход растет, предельный доход больше нуля при движении вниз по эластичному отрезку спроса. При выпуске продукции, равном 8 единицам, совокупный доход достигает максимума и после этого падает. Когда совокупный доход TR = шах, -то MR = О. При движении вниз по неэластичному отрезку кривой спроса совокупный доход снижается, предельный доход меньше единицы. В связи с этим, фирма-монополист будет снижать цену товара до тех пор, пока совокупный (валовой) доход увеличивается;

как только он начнет падать, фирма-монополист прекратит снижение цены.

Таким образом, особенностью поведения фирмы-монополиста, в отличие от совершенной конкуренции, является одновременный выбор цены и объема продукции; выбор такой цены, при которой будет произведено и реализовано оптимальное количество продукции.

Таблица

Доход и издержки фирмы монополиста Доход Издержки Выпуск Цена При-сово- пре- сово- пре- средние быль купи- дель- куп- дель- сово-

ный ный ные ные купные 1 ЗО ЗО 40 40 -10 2 28 56 26 56 16 28 0 3 26 78 22 68 12 22,66 10 4 24 96 18 78 10 19,5 18 5 22 110 14 85 7 17 25 6 20 120 10 89 4 14,8 31 7 18 126 6 92 3 13,14 34 8 16 128 2 93 1 11,6 36 9 14 126 -2 97 4 10,77 29 10 12 120 -6 • 104 7 10,4 16 11 10 110 -10 114 10 10,3 -4 12 8 96 -14 128 14 10,66 -32 13 6 78 -18 149 21 11,5 -71 14 4 56 -22 181 32 12,9 -125 15 2 30 -26 221 40 14,7 -191 16 0 0 -30 269 48 16,8 -239

Для определения максимальной прибыли фирма-монополист выбирает цену и объем производства, исходя из сравнения совокупного дохода и совокупных издержек, либо — предельных издержек с предельным доходом (см. таблицу 5).

Из таблицы видно, что, сравнивая совокупный доход и совокупные издержки, фирма определяет совокупную прибыль; в данном случае она равна 35 долл., а это соответствует 8 единицам выпуска. Используя «предельный подход», основанный на принципе равенства предельного дохода предельным издержкам, фирма определяет комбинацию «цена — объем производства», которая приносит максимальную прибыль. Но в отличие от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции, где предельный доход был величиной постоянной и MR = Р, для фирмы-монополиста важно, чтобы предельный доход превышал предельные издержки, т. е. увеличение выпуска продукции на единицу увеличивает совокупный доход больше, чем совокупные издержки, и MR<p.

Представим сравнение предельного дохода и предельных издержек графически (рис. 6).</p.

1234567 810 11 12 13 14 15 16 Q AW чї

Рис.

6. Предельный доход, предельные издержки и средние совокупные издержки

На рис. 6 кривые MR и МС пересекаются в точке, которой соответствует выпуск Q единиц продукции. При этом выпуске продукции прибыль максимальна.

В свою очередь, объему выпуска Q соответствует точка F на кривой спроса и цена Р. Р — это цена, которая дает фирме-монополисту максимальную прибыль. Она равна высоте кривой спроса Q единиц выпуска продукции.

Фирма-монополист не всегда находится в благоприятной экономической ситуации и имеет гарантированную прибыль. В случае, если фирма не получает прибыль, то ее задачей является минимизация потерь и продолжение выпуска продукции. Это возможно при P>AVC. Но если только цена падает ниже средних валовых (совокупных) издержек, фирма прекращает свою деятельность.

Особенностью поведения фирмы-монополиста является создание барьеров для других фирм, желающих проникнуть в отрасль. Наиболее эффективным способом считается поддержание более низкой цены, чем та, которая обеспечивает максимальную прибыль. Монополист снижает цену, отказывается от части прибыли, чтобы сохранить положение на рынке.

Одним из способов расширения рынка сбыта является ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация — это реализация фирмой-монополистом своей продукции потребителям по различным ценам, учитывая потребности покупателя и эластичность спроса. Она проводится при следующих условиях:

— после приобретения товара покупатель не может его перепродать;

— существуют группы покупателей, каждая из которых готова платить определенную цену за товар;

— спрос со стороны покупателей имеет различную степень эластичности.

Таким образом, рационально организованная ценовая дискриминация позволяет монополисту, во-первых, увеличить доход, во-вторых, расширить и контролировать круг покупателей.

Монополия как тип рыночной структуры оказывает неоднозначное влияние на эффективность и научно-технический прогресс. С одной стороны, обеспечиваемая монополией концентрация усилий и ресурсов в какой-либо отрасли позволяет сравнительно быстро решать возникающие организационные и технологические проблемы. Однако, с другой стороны, объективные условия максимизации дохода заставляют монополиста производить меньше продукции по более

высокой цене, чем это имело бы место при совершенной конкуренции.

Кроме этого, отсутствие конкурентного давления лишает монополиста важных стимулов для снижения издержек, непрерывного обновления производства и повышения его гибкости. Финансовые, технологические и организационные барьеры зачастую закрывают доступ в отрасль для небольших, но весьма эффективных фирм-новаторов. В силу этого общий экономический потенциал рыночной системы используется на более низком уровне.

Для того, чтобы нейтрализовать эти негативные тенденции, присущие монополистической организации рынка, государство должно изыскивать и практиковать административные, юридические и экономические меры, направленные на ограничение и контроль чрезмерной концентрации экономической власти в руках монополий. Чаще всего для этого используется антимонопольное законодательство, меры по государственному стимулированию мелкого и среднего бизнеса, могущего составить конкуренцию монополиям, реже — меры дискретного, разового характера, направленные против конкретных монополий, несущих угрозу нормальному функционированию целых секторов национальной экономики. Примеров таких экстраординарных правительственных мер может служить судебное решение о разукрупнении американской компании АТТ на восемь относительно небольших компаний, принятое в США в начале 80-х годов в результате иска, возбужденного администрацией Р. Рейгана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: