Предшкольное образование и здоровье детей

Данная концепция предшкольного образования ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Следует учитывать, что наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов. К их числу относятся:

1. Стрессовая педагогическая тактика.

2. Интенсификация образовательного процесса.

3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям.

4. Нерациональная организация жизнедеятельности детей.

5. Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития дошкольников, охраны и укрепления их здоровья

6. Недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья.

7. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

В связи с этим необходимо определить комплекс мер по реализации задач, направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников.

Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребенка, охрану и укрепление его здоровья, должен включать следующие направления:

1. Нормализация учебной нагрузки:

– отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста;

– разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению;

– приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития;

– разработка методик физиолого-гигиенической и психологической оценки и мониторинга педагогических инноваций.

2. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

– разработка и реализация педагогами вариативных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание всех занятий соответствующего материала;

– превращение физического воспитания в действенную меру охраны здоровья и гармонизации личности;

– привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.

3. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, которая должна быть направлена на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу.

4. Технологии предшкольного образования

Под технологиями мы понимаем конкретные приемы и средства, используемые в образовательном процессе. Мы не ставим задачу подробно характеризовать существующие технологии дошкольного образования и остановимся только на некоторых вопросах, связанных с их выбором и использованием.

Развивающему образованию чужд безликий фронтальный подход. Соответственно ему свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную познавательную деятельность детей и педагога. Интересно, что о необходимости такой деятельности писала еще в 10-х гг. XX в. Н.К. Крупская, критикуя тогдашнюю школу: Суть ее высказывания сегодня актуальна и для предшкольного образования: «В современной школе все направлено на то, чтобы разъединить учеников, а не сближать их. Отметки, соревнование – все это ведет к развитию зависти, тщеславия. Все направлено к тому, чтобы отделить ученика от товарищей: ему запрещается что-либо спрашивать у своего соседа; никакой общей работы, которая требовала бы объединенных, совместных усилий, ученикам не дают...” (Н.К. Крупская. Избранные педагогические произведения. – М.–Л., 1948).

Функции педагога в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста детей, этапа обучения. Полноценное включение ребенка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь он должен организовать работу детей так, чтобы они сами “додумались” до решения ключевой проблемы занятия, сами могли предложить, как действовать в новых условиях. Действия старших дошкольников становятся более активными, творческими и самостоятельными. Такая организация познавательной деятельности возможна лишь при сохранении игры как ведущего вида деятельности. Недопустимо построение занятий со старшими дошкольниками по типу школьных уроков (сидение за партами в течение всего занятия, преобладание чистомеханических (тренировочных) упражнений и т.п.).

В последнее время четко видна тенденция к натаскиванию дошкольников на учебный материал, что сопровождается нередко объемными, обязательными для детей и родителей домашними заданиями. На наш взгляд, домашняя работа родителей с детьми возможна, но в разумных пределах и только в следующих случаях:

а) в целях выравнивания (если ребенок пропустил занятия и т.д.);

б) в целях дифференциации (например, задания для ребенка с ярко выраженными способностями, интересами).

В таком случае не возникнет проблемы перегрузки детей. Говоря об объеме учебной нагрузки для старших дошкольников, следует учитывать, что эта нагрузка не носит чисто физиологического характера и не может измеряться исключительно в рабочих часах, а тем более в объеме материала. Проблема перегрузки зависит и от содержания занятия, и от его структуры, и от используемых методик и педагогических технологий, и от индивидуальных особенностей детей.

Отдельно следует сказать о необходимости формирования у старших дошкольников познавательной мотивации. Это возможно, если педагог и родители опираются на мотивы успешности, на возникающее у каждого ребенка ощущение продвижения вперед.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: