Количественные характеристики системы образования

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона РФ «Об образовании» организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО). ФЦПРО разработана на основе «Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации до 2010года».

Что же представляет собой российская образовательная система? Ее основными элементами, согласно закону «Об образовании», (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ является совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ различных уровня и направленности,

- федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

- объединений юридических лиц, общественных и государственно- общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

В 2004/2005 учебном году численность населения РФ составила 143 млн. человек, в общеобразовательных учреждениях обучались 16,1млн. человек.

Всего различными формами образования, не считая детского дополнительного образования (музыкальные, спортивные, художественные школы и т.п.) было охвачено 28,7 млн. человек. В системе образования в указанный период работали: в средней школе учителями - 1,57 млн. человек, в учреждениях начального профессионального образования - 0,15 млн. чел., в учреждениях среднего профессионального образования - 0,16 млн. чел., в учреждениях высшего профессионального образования - 0,85 млн. человек. Всего было занято на преподавательской работе более 2,5 млн. человек.

В современных демографических условиях, когда на одну женщину приходится 1,2 ребенка, число родителей тех, кто обучается в учебных заведениях основного образования составляет около 50 млн. человек. Всего к сфере образования по официальным данным причастны более 80 млн. человек, или около 60% населения России.

К началу 2005/2006 учебного года в системе образования функционировало 127 тыс. образовательных учреждений, в том числе:

- 45718 дошкольных образовательных учреждений;

- 61613 общеобразовательных учреждений;

- 6026 учреждений начального и среднего профессионального образования;

- 1699 образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- 1810 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии;

- 10020 образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- 338 учреждений дополнительного профессионального образования;

- 1386 учреждений высшего профессионального образования всех форм собственности, имеющих 2091 филиал.

Образовательные программы и стандарты.

Как уже было отмечено, основными элементами системы образования, согласно закону, является совокупность взаимодействующих образовательных программ и федеральных государственных

образовательных стандартов.

Под термином «образовательная программа»(ОП) понимается целостная программа определенного уровня образования, классифицированного в качестве образовательного ценза. Если на данном уровне образования, как это, например, имеет место в профессиональном образовании, имеются различные направления подготовки или специальности, определяемые профилем работы будущего специалиста, то по каждому такому направлению или специальности формируется своя образовательная программа.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К основным общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К основным профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

4) послевузовского профессионального образования.

Основным инструментом, обеспечивающим качество и преемственность образовательных программ являются государственные образовательныестандарты (ГОС).

Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин.

Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также

программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию

соответствующей образовательной технологии.

Основные образовательные программы высшего профессионального образования, устанавливаемые в соответствии с п.2 ст.7 закона «Об образовании», включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы,

обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию

соответствующей образовательной технологии.

Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами. Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно­экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с современными требованиями. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования.

Государственный стандарт общего образования - совокупность норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, требования к уровню подготовки выпускников (обучающихся) всех ступеней общего образования, максимальный объем обязательной учебной нагрузки, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса, в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно­методическому, кадровому обеспечению.

Г осударственный стандарт общего образования является основой:

- разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, учебных планов общеобразовательных учреждений;

- объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;

- объективной оценки деятельности образовательных учреждений;

- установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;

- определения объемов бюджетного финансирования образовательных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;

- установления федеральных требований к оснащению образовательного процесса, оборудованию учебных помещений образовательных учреждений.

Г осударственный стандарт общего образования до 2008 года включал в себя три компонента:

- федеральный компонент - устанавливался Российской Федерацией;

- региональный (национально-региональный) компонент - устанавливался субъектом Российской Федерации;

- компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливался образовательным учреждением.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (далее - федеральный компонент) был разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.

Федеральный компонент государственного стандарта общего

образования был разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:

- переход к 4-летнему начальному образованию;

- введение профильного обучения на старшей ступени школы;

- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;

- личностная ориентация содержания образования;

- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;

- формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);

- усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, - экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;

- обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;

- повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и т.д.

В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации образования были внесены следующие основные изменения в содержание отдельных учебных предметов (по сравнению с Обязательным минимумом содержания общего образования, утвержденного приказом Минобразования России в 1998 г.):

- Русский и Иностранный языки - существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Значительно увеличен удельный вес предметов: введено обязательное изучение Русского языка в старшей школе и Иностранного языка со 2-го класса начальной школы.

- Литература - значительно усилена духовно-нравственная и эстетическая функции предмета, существенно обновлен перечень изучаемых литературных произведений.

- Математика - впервые введены элементы теории вероятности и статистики.

- Информатика и информационные технологии - учебный предмет, органически соединяющий теоретические и прикладные аспекты, обеспечивающий всеобщую компьютерную грамотность, введен для изучения со 2 класса начальной школы.

- Естествознание - усилена прикладная, практическая направленность всех учебных предметов данной образовательной области (Физика, Химия, Биология). На базовом уровне старшей школы в качестве варианта изучения предложен интегративный курс Естествознание.

- Биология - значительно расширено содержание раздела «Человек» (проблемы физического и психического здоровья, здорового образа жизни, экологической грамотности).

- География - реализована новая концепция содержания географического образования с переходом от раздельного изучения физической и социально­экономической географии к интегрированному курсу.

- История - полнее раскрываются историко-культурные аспекты, роль человеческого фактора, цивилизационная составляющая исторического процесса.

- Обществоведение - впервые его изучение становится непрерывным на протяжении всего школьного образования; одновременно на базовом и профильном уровнях старшей школы вводятся самостоятельные учебные курсы Экономика и Право.

- Искусство - увеличен удельный вес данной образовательной области, предусматривается ее обязательное изучение в 9 классе, и по выбору - в старшей школе.

- Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению.

- Федеральный компонент - основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Федеральный компонент устанавливает:

- обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;

- требования к уровню подготовки выпускников;

- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

- требования к условиям осуществления образовательной деятельности.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование; внутри ступеней - по учебным предметам.

Образовательные стандарты по учебному предмету включают:

- цели изучения учебного предмета;

- обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;

- требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

Базовый уровень определяет требования к содержанию образования в отношении каждого учебного предмета.

Профильный уровень более высокий, чем базовый, по содержанию образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников. Решение о том, что в данной школе обучение будет вестись на профильном уровне, принимает учредитель по представлению руководителя школы, согласованному с органами школьного самоуправления. Старшеклассники получают возможность выбирать: учиться в профильных или универсальных непрофильных классах.

По данным ЮНЕСКО, одна из ведущих тенденций развития образования в современном мире связана со стремительным ростом системы среднего образования, что вызвано повышенными требованиями к уровню образованности граждан в условиях постиндустриального общества и становлением экономики знания. В этой связи наблюдается повышение обязательного порога общего среднего образования.

Введение в нашей стране обязательного бесплатного среднего (полного) общего образования - стержень современного этапа

инновационного развития отечественного образования.

Федеральный орган управления образованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальные органы управления образованием, администрация аккредитованных общеобразовательных учреждений создают необходимые условия для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования, обеспечивают контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, соблюдением максимального объема учебной нагрузки обучающихся, выполнением требований к уровню подготовки выпускников.

Федеральный орган управления образованием разрабатывает и утверждает на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования сопутствующие нормативные акты и документы, обеспечивающие его реализацию:

- федеральный базисный учебный план, устанавливающий нормативы учебного времени на освоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования и учебным годам, а также объемы регионального компонента государственного стандарта общего образования и компонента образовательного учреждения;

- примерные программы по учебным предметам федерального компонента;

- контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным предметам федерального компонента государственного стандарта общего образования;

- критерии присвоения грифов, допускающих или рекомендующих использование учебной литературы по предметам федерального компонента в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Государственный контроль за исполнением федерального компонента

государственного стандарта общего образования является обязательным и

осуществляется в форме:

- государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования;

- аттестации и аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.


В приведенных ниже терминах, взятых из стандарта 2-го поколения по направлению подготовки прикладная экономика и уровням подготовки бакалавр, используются понятия и определения в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также с международными документами в сфере высшего образования:

Основная образовательная программа - совокупность учебно­методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки (специальности) высшего

профессионального образования;

Направление подготовки - совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;

Профиль - совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержании;

Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Модуль - часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

Зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы;

Результаты обучения - усвоенные знания, умения и освоенные компетенции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: