В морфологическом методе определение параметров основывается на анализе структуры формы, на разделении формы на составные части. Структурой сложной системы является схема связей или отношений между ее составными частями. Структура- это не устойчивый скелет или некая визуальная конструкция, а совокупность ограничений, правил соподчинения элементов и частей сложной системы. Используя эти правила, из одного объекта можно получить множество вариантов путем перестановки и преображения его элементов.
Структурный анализ формы костюма выделяет две группы незавиимых переменных, необходимых для составления матрицы. Первичные элементы формы: геометрический вид формы, конструктивные и декоративные линии, детали, цвет, фактура, рисунок ткани, стилевые признаки. Средства композиции: пропорции, масштабность, метр, ритм, динамическое состояние, симметрия, тождество, контраст и т.д. Схема взаимодействия морфологических признаков показана в виде таблицы на рис. 16 [11, 13].
На каждом этапе проектирования, при анализе прототипа, в процессе графического выполнения логических рядов вариантов моделей, на этапе выбора рациональных решений осуществляется структурно-композиционный анализ костюма, направленный на упорядочение композиционных связей между элементами формы. Структурно-композиционный анализ осуществляется следующим образом:
|
|
- оценивая характер формообразующих линий, устанавливается пластическое родство элементов формы, определяется геометрический вид формы;
- определяются пропорциональные соотношения параметров элементов в расчлененности формы;
- устанавливаются метрические соотношения вертикальных и горизонтальных членений;
- определяются точки пересечения вертикалей и горизонталей, определяется физический центр;
- определяется положение композиционного центра;
- устанавливаются принципы симметричности и асимметричности композиционных членений;
- устанавливается гармоническое единство мобильных признаков (цвет, рисунок, фактура, отделка);
- оценивается тектоническое состояние формы в целом.
№ | Средства композиции | Первичные элементы формы | ||||||
Геоме-трический вид формы | Конструк-тивные и декоратив-ные линии | Детали | Цвет | Фактура | Рисунок ткани | Стилевые признаки | ||
А | Пропорции | X | X | X | X | X | ||
Б | Масштабность | X | X | X | X | X | X | |
В | Метр | X | X | X | X | X | ||
Г | Ритм | X | X | X | X | X | ||
Д | Статистика | X | X | X | X | X | X | |
Е | Динамика | X | X | X | X | X | X | |
Ж | Симметрия | X | X | X | X | X | X | |
Асимметрия | X | X | X | X | X | X | ||
и | Равенство | X | X | X | X | X | X | |
к | Сходство | X | X | X | X | X | X | X |
л | Контраст | X | X | X | X | X | X | X |
Рис. 16. Матрица морфологических признаков структуры формы костюма
|
|
В значительной степени упорядоченность форм обеспечивается координацией их формообразующих линий. Внешняя силуэтная линия формы должна соответствовать силуэтным линиям других частей компонуемого целого. Формообразующие могут быть прямолинейными и криволинейными, что определяет пластику формы. Пластика - мягкость или жесткость линий - зависит от свойств материалов модели и влияет на статичность или динамичность формы в целом.
Подобие и родственность силуэтных линий отдельных участков общей формы определяют стилевой характер объекта дизайна [13].
Для глубокого понимания проблем композиции большое значение имеет развитое умение видеть форму как таковую. Вырабатываемая опытом работы в дизайне «культура видения формы», позволяет вычленять форму и представлять ее как объемно-пространственную структуру, переключать механизм восприятия от технически конкретного к структурному, модельно-пространственному.
После проведения морфологического анализа прототипа вырабатывается конкретное представление о структурных свойствах его формы, которая будет подвергаться преобразованию в процессе выполнения логических рядов эскизов модели, диктуемых матрицей. Количество вариантов комбинаций должно быть как можно больше, т.к. только в последовательном и методичном применении средств композиции к первичным элементам формы могут получиться такие комбинации, которые при чувственном восприятии не могли возникнуть в воображении. На рис. 17-24 приведены примеры создания банка идей морфологическим методом.