Тема любви — важнейшая в лирике Пастернака. Она представлена в сборнике стихов «Сестра моя — жизнь», циклом «Развлеченья любимой», где помещено стихотворение «Заместительница» — один из шедевров любовной лирики.
Я живу с твоей карточкой, с той, что хохочет,
У которой суставы в запястьях хрустят…
А в разделе «Послесловие» Пастернак дает свое понимание любви поэта:
Любимая — жуть! Когда любит поэт,
Влюбляется бог неприкаянный.
И хаос опять выползает на свет,
Как во времена ископаемых.
В цикле «Второе рождение» (1932) есть замечательное стихотворение «Никого не будет в доме...»:
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
З. Паперный дает замечательный комментарий: «Снег — не начало «вседвиженья», его мельканье только подчеркивает одиночество поэта, уныние зимнего дня, когда в доме нет никого, кроме сумерек.
Приход женщины назван «вторженьем», как будто речь идет о целой армии, и это оправданно: с ее появлением, подобным наступлению «будущности», приходит мир. Снежные хлопья, которые так безрадостно мелькали в проеме окна, теперь, оказывается, связаны родством с человеком. Платье героини, даже не названное платьем, но «чем-то белым, без причуд», — эта неназванность дает ощущение открытости, внутренней готовности соединяться с миром — «что-то белое», «из тех материй, из которых хлопья шьют».
|
|
Удивительно точно найдено слово «материй». Это и материя платья, и та материя, о которой говорят, имея в виду материальность мира. А множественное число — «материи» — придает слову еще и некоторую отвлеченность, сближая с такими понятиями, как «темы», «предметы». С этой точки зрения небезразлично, конечно, и то, что снег, сначала названный «комьями», в конце связывается с теми «хлопьями», из которых сотворены и платье, и снежинка.
Природа и человек, искусство, дающее им возможность объясниться друг с другом, взглянуть глаза в глаза, любовь, олицетворяющая связь домашнего и мирового, женского одеяния и материй — таковы первоэлементы в поэзии Пастернака, первичные вещества, абсолютные в своей стихийной силе, непререкаемой, неестественной суверенности».
Стихотворение «Зимняя ночь» (1946) —- о любви, о женщине, о свиданиях с нею. В нем как бы противопоставлены два мира — безбрежный (вселенская снежная мгла) и локальный (дом, место встречи любящих). Символами происходящего в этих мирах являются — метель и свеча. В «Зимней ночи» плоть словно получает благословение свыше. Поэтому и появляется в стихотворении образ свечи, который выражает идею святости, чистоты, душевного покоя. И свеча—свидетельница страсти, она откровенно, даже нескромно освещает влюбленных.
|
|
Зимняя ночь — это мгновенья счастья влюбленных. Любовь озаряет их внутренним светом, проникающим «во все пределы». В любви скрещивается плотское и духовное, временное и личное, человеческое и ангельское. В стихотворении виден глубинный смысл земной любви как высшего проявления жизни.
Главный мотив всей любовной лирики Пастернака — благодарность и восхищение женщиной. Преклонение перед женщиной для лирического героя сродни преклонению перед жизнью:
Мирами правит жалость,
Любовью внушена
Вселенной небывалость
И жизни новизна.
У женщины в ладони,
У девушки в горсти
Рождений и агоний
Начала и пути.
(«Под открытым небом»)
Смысл искусства Борис Пастернак видел в том, чтобы выразить величие жизни в неизмеримую ценность человеческого существования.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти....
Я б разбивал стихи, как сад,
Всей дрожью жилок,
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом в затылок...