Тема любви

Тема любви — важнейшая в лирике Пастернака. Она представлена в сборнике стихов «Сестра моя — жизнь», циклом «Развлеченья любимой», где помеще­но стихотворение «Заместительница» — один из ше­девров любовной лирики.

Я живу с твоей карточкой, с той, что хохочет,

У которой суставы в запястьях хрустят…

А в разделе «Послесловие» Пастернак дает свое понимание любви поэта:

Любимая — жуть! Когда любит поэт,

Влюбляется бог неприкаянный.

И хаос опять выползает на свет,

Как во времена ископаемых.

В цикле «Второе рождение» (1932) есть замеча­тельное стихотворение «Никого не будет в доме...»:

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проеме

Незадернутых гардин.

З. Паперный дает замечательный коммента­рий: «Снег — не начало «вседвиженья», его мелька­нье только подчеркивает одиночество поэта, уныние зимнего дня, когда в доме нет никого, кроме суме­рек.

Приход женщины назван «вторженьем», как буд­то речь идет о целой армии, и это оправданно: с ее по­явлением, подобным наступлению «будущности», приходит мир. Снежные хлопья, которые так безра­достно мелькали в проеме окна, теперь, оказывается, связаны родством с человеком. Платье героини, даже не названное платьем, но «чем-то белым, без при­чуд», — эта неназванность дает ощущение открыто­сти, внутренней готовности соединяться с миром — «что-то белое», «из тех материй, из которых хлопья шьют».

Удивительно точно найдено слово «материй». Это и материя платья, и та материя, о которой гово­рят, имея в виду материальность мира. А множе­ственное число — «материи» — придает слову еще и некоторую отвлеченность, сближая с такими поня­тиями, как «темы», «предметы». С этой точки зре­ния небезразлично, конечно, и то, что снег, сначала названный «комьями», в конце связывается с теми «хлопьями», из которых сотворены и платье, и сне­жинка.

Природа и человек, искусство, дающее им воз­можность объясниться друг с другом, взглянуть гла­за в глаза, любовь, олицетворяющая связь домаш­него и мирового, женского одеяния и материй — таковы первоэлементы в поэзии Пастернака, пер­вичные вещества, абсолютные в своей стихийной силе, непререкаемой, неестественной суверенно­сти».

Стихотворение «Зимняя ночь» (1946) —- о любви, о женщине, о свиданиях с нею. В нем как бы противо­поставлены два мира — безбрежный (вселенская снежная мгла) и локальный (дом, место встречи лю­бящих). Символами происходящего в этих мирах яв­ляются — метель и свеча. В «Зимней ночи» плоть словно получает благословение свыше. Поэтому и по­является в стихотворении образ свечи, который вы­ражает идею святости, чистоты, душевного покоя. И свеча—свидетельница страсти, она откровенно, даже нескромно освещает влюбленных.

Зимняя ночь — это мгновенья счастья влюблен­ных. Любовь озаряет их внутренним светом, прони­кающим «во все пределы». В любви скрещивается плотское и духовное, временное и личное, человече­ское и ангельское. В стихотворении виден глубинный смысл земной любви как высшего проявления жизни.

Главный мотив всей любовной лирики Пастерна­ка — благодарность и восхищение женщиной. Пре­клонение перед женщиной для лирического героя сродни преклонению перед жизнью:

Мирами правит жалость,

Любовью внушена

Вселенной небывалость

И жизни новизна.

У женщины в ладони,

У девушки в горсти

Рождений и агоний

Начала и пути.

(«Под открытым небом»)

Смысл искусства Борис Пастернак видел в том, чтобы выразить величие жизни в неизмеримую цен­ность человеческого существования.

О, если бы я только мог

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти....

Я б разбивал стихи, как сад,

Всей дрожью жилок,

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом в затылок...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: