I этап — формирование основного стереотипа личности. К трем годам появляются представления о действительности и о себе, но нет еще полного выделения себя из происходящих событий. В 3-5 лет осваиваются категории пространства и времени (в речи появляется местоимение «Я», глаголы в первом лице, предлоги, союзы). К 7 годам формируется представление о «схеме тела» с выделением правой и левой стороны тела, с 7—11 лет ребенок способен планировать свою деятельность в уме.
II этап — формирование стереотипа личности (до 15—16 лет). Индивидуальное более актуально, чем общественное. Широко используются абстрактные понятия.
III этап - формирование социального (общественного) стереотипа личности (16 лет — 21 год) характеризуется зрелостью чувств во взаимоотношениях человека с окружающим миром, формированием высших эмоций (этических, эстетических, интеллектуальных) и самосознания.
Различают гармоническую личность и акцентуированную
Акцентуации являются вариантом нормы, однако при определенных жизненных условиях могут приводить к социально-психологической дезадаптации человека. Они как бы являются пограничной зоной между гармонической личностью и патологической (психопатии).
Черты акцентуации дают о себе знать неожиданно, под влиянием чрезмерных для данной личности психотравмирующих ситуаций.
Патологическое развитие личности называют психопатией. Психопатия проявляется в дисгармоничности личности, в неадекватных, несоответствующих реакциях на внешние воздействия.
Знание особенностей личности больного для медработника
Для медработника знание особенностей личности больного и его родственников позволит правильно построить беседу и отношения с ними, определить характер внутренней картины болезни, спланировать психотерапевтическую тактику.
Медицинским работникам необходимо учитывать тип темперамента пациента в процессе общения, выполнения манипуляций, при размещении в палаты и т.д. Например, сангвиник, и холерик сразу отреагируют на замечание медсестры, а флегматик и меланхолик долю будут это замечание переживать, особенно меланхолик. Флегматик трудно приспосабливается к новой обстановке, поэтому без необходимости его не следует переводить в другую палату.
Знание особенностей своего темперамента и характера позволит медработникам производить необходимую самокоррекцию в своей работе и в отношениях с другими людьми.
* * *