Информационные материалы для изучения

Учебный модуль № 6. Личность и индивидуальность.

Каждый человек чем то похож на всех, чем-то на

некоторых и чем-то не похож ни на кого.

К. Клакхон, Г. Мюррей.

В этом учебном модуле раскрываются вопросы индивидуальности человека. В настоящее время не вызывает сомнение положение о том, что индивидуальность человека – это явление многогранное, которое, прежде всего, выражает уникальность личности. Значимость прикладного аспекта исследования индивидуальности трудно переоценить, поскольку на современном этапе развития общества ставится задача развития индивидуальности человека, как одна из приоритетных задач воспитания, обучения. Именно понимание индивидуальности клиента лежит в основе успешной деятельности практического психолога. В рамках данного модуля происходит знакомство слушателей с некоторыми проблемами исследования индивидуальности в отечественной психологии и особенностями её проявления в жизни и деятельности личности.

Информационные материалы для изучения.

Общее понятие об индивидуальности. Понятия «личность» и «индивидуальность» образуют единство, но не тождественность. Индивидуальность – неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие индивидуальности используется при описании двух явлений. 1. При анализе индивидуально-психологических различий индивидуальность понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте индивидуальность противопоставляется «среднему» человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляется их типичным проявлениям (среднегрупповым тенденциям). Очевидно, что только путём сравнения с данными о типичном (общем) м.б. проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека. 2. При анализе иерархической организации психологических свойств человека индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид- личность- индивидуальность. В этом случае индивидуальность является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности.

Согласно С.Л. Рубинштейну, основателю субъектно-деятельностного подхода, индивидуальность - это совокупность психических свойств, через которые преломляются все внешние воздействия. Под совокупностью внутренних условий он понимал совокупность приспособительных свойств, к которым относил: свойства высшей нервной деятельности; установки личности; системы мотивов и задач, которые ставит себе человек; свойства характера, которые обусловлены поступками человека; способности. С.Л. Рубинштейн предложил рассматривать индивидуальность комплексно, во взаимодействии психических свойств и процессов.

Дальнейшее развитие взгляды С.Л. Рубинштейна получили в работах Б.Г. Ананьева, который предложил рассматривать индивидуальность как открытую и закрытую систему. По образному выражению Б.Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность – «глубиной личности». Целостность индивидуальности в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства. По мнению Б.Г. Ананьева, индивидуальность имеет сложную многоуровневую структуру, где между разноуровневыми характеристиками индивидуальности имеется одно-и многозначный тип зависимости.

В отечественной психологии проблемы индивидуальности также разрабатывались в исследованиях К.К. Платонова, В.С. Мерлина. К.К. Платонов выделяет три системы в индивидуальности человека или личности: индивидуальность его организма; индивидуальность процессуального в его психических свойствах; содержание отражённого и запечатлённого. На основе этого можно констатировать, что индивидуальность определяется качественным содержанием структуры психики личности, т.е. внутренними условиями или содержанием отражённого. Исходя из этого, можно видеть, что в понятии «индивидуальность» отражаются те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, способностях, направленности, привычках, в качествах психических процессов (познавательных, мнемических, волевых), в индивидуальном стиле деятельности и общения.

В.С. Мерлин разработал концепцию «интегральной индивидуальности», подчёркивая таким образом, что понятие индивидуальности интегрирует в себе всю совокупность свойств человека. Основываясь на принципах системного анализа, В.С. Мерлин различал следующие уровни в структуре индивидуальности: биохимический, соматический, нейродинамический (свойства нервной системы), психодинамический (темперамент), свойства личности, социальные роли. Сопоставляя индивидуальные свойства человека в очень большом диапазоне – от биохимических до личностного статуса в коллективе, В.С. Мерлин определил, что они характеризуются двумя типами взаимных статистических связей, а именно связями однозначными и много-многозначными. С точки зрения общей теории систем, первый тип связей свойствен явлениям и условиям, относящимся к одному и тому же иерархическому уровню большой системы, второй тип связей – явлениям и условиям, относящимся к разным иерархическим уровням. Оба типа связей не остаются статичными, неизменными на протяжении жизни. Они складываются в процессе онтогенеза. А опосредующим звеном между разными уровнями системы интегральной индивидуальности является индивидуальный стиль жизнедеятельности и деятельности. Именно интегральная индивидуальность, а не её отдельные уровни определяют успешность человека в той или иной специальной деятельности. Все практические проблемы оптимизации деятельности человека в обучении, труде, спорте, организации коллектива наиболее успешно разрешаются тогда, когда в качестве субъекта активности рассматриваются вся интегральная индивидуальность, а не отдельные её уровни и когда должным образом учитывается много-многозначность разноуровневых связей индивидуальных свойств.

Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности. Асмолов А.А. считает, чтопри изучении проявлений индивидуальности могут быть выделены два плана анализа этих проявлений: продуктивный и инструментальный. Под продуктивными проявлениями имеются ввиду:

§ процессы активности, в которых приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями;

§ создание приёмов и средств для овладения поведением;

§ использование защитных механизмов;

§ преобразования, «личностные вклады», которые человек своими действиями вводит в смысловую сферу других людей и культуру.

Продуктивные проявления индивидуальности находят выражение в преобразовании себя и преобразовании других. К инструментальным проявлениям индивидуальности относят характер и способности человека.

Характер человека. Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, определяющие типичные для неё способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях. Под характером понимают такие характеристики человека, которые описывают способы его поведения в разных ситуациях.

Основные мифы, которые бытуют по отношению к характеру:

Ø характер биологически определён, и с эти нечего нельзя сделать;

Ø характер полностью воспитаем, можно сформировать любой характер по желанию при специально организованной системе воздействий;

Ø есть такая очень серьёзная вещь, как национальный характер, то есть существуют очень сильно отличающиеся друг от друга структуры характера, присущие разным нациям, которые существенным образом влияют на индивидуальный характер всех представителей данной нации.

В каждом мифе есть доля правды, но только доля. В характере есть действительно определённые вещи, которые связаны с биологическими факторами. Биологической основой характера является темперамент. Характер значимо связан с темпераментом, который проявляется как внешняя форма выражения характера, накладывающая своеобразный отпечаток на те или иные проявления характера. В характере личность проявляется со стороны её содержания, а в темпераменте – со стороны динамических свойств.

Темперамент (от лат. – надлежащее сочетание частей, соразмерность) – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Другими словами, темперамент – это сочетание индивидуально-типологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны её поведения и деятельности. Особенности темперамента наиболее биологичны и наследуемы в сравнении с другими психическими свойствами и образованиями. Ещё Гиппократ выделил четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Исследования И.П.Павлова показали, что в основе перечисленных типов лежат определённые сочетания особенностей или свойств высшей нервной деятельности (ВНД): сила нервной системы; степень уравновешенности процессов возбуждения и торможения; подвижность нервной системы. Сила нервной системы определяется её способностью выдерживать большие нагрузки. Степень уравновешенности процессов возбуждения и торможения характеризует сбалансированность или преобладание процессов возбуждения и торможения друг над другом. Подвижность нервной системы – это способность нервных процессов быстро сменять друг друга. Сочетание этих показателей и обуславливает возникновение четырёх основных типов ВНД, которым соответствуют четыре типа темперамента. Разумеется, что в чистом виде перечисленные типы темперамента в жизни, как правило, не встречаются, и точнее будет говорить о преобладании тех или иных черт определенного типа.

В основе концепции У.Шелдона лежит предположение о том, что тело и темперамент – это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им были выделены три типа телосложения: эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы). Человеку свойственно слабое телосложение с избытком жировой ткани; мезоморфный ( из мезодермы образуется мышечная ткань). Для человека характерны стройное и крепкое тело, большая физическая сила; эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань). Человек с хрупким телосложением, плоской грудной клеткой и длинными тонкими конечностями со слабой мускулатурой. По У. Шелдону, этим типам телосложения соответствуют определённые типы темпераментов, названные им в зависимости от функции определённых органов тела: висцеротоник (эндоморфный тип телосложения), саматотоник (мезоморфный тип телосложения), церебретоник (эктоморфный тип телосложения).

В отличие от темперамента характер в основном возникает и формируется прижизненно, в процессе общения и совместной деятельности. Характер человека является одновременно и устойчивым и изменяющимся образованием. Устойчивым в силу того, что черты характера обусловливают определённое поведение индивида. Изменяющимся, т.к. сами черты характера могут изменяться под воздействием внешних факторов (условий жизнедеятельности, профессиональной активности и т.п.). Изучая черты характера (или качества личности), можно выделить четыре крупных блока черт, характеризующих отношение человека к различным сторонам жизни. Отношение к людям, деятельности, общественной и личной собственности, себе. Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде – тип характера человека. При определении типа характера мы выделяем то существенное и сходное в характерах отдельных людей, что определяет общий стиль их жизнедеятельности. Широко известна типология характера, построенная на основе отношения человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Её автор – Э. Фромм, который назвал данную классификацию социальной типологией характеров. Социальные типили форма установления отношений с другими, представляющее собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста в котором живут люди. Экзистенциальные потребности: потребность в установлении связей (потребность в заботе и ответственности за другого); потребность в преодолении (быть активным, творческим, чувство свободы); потребность в идентичности (тождества с собой, непохожесть на других); потребность в корнях (в чувстве стабильности и прочности); потребность в системе взглядов и преданности. Обобщив данные наблюдений за поведением различных людей и соотнеся их с практикой работы в клинике, Э. Фромм вывел следующие типы социальных характеров:

А. Типы характеров с непродуктивной ориентацией:

- рецептивный тип - источник всех благ для такого человека лежит вовне, он считает, что единственная способность обрести желаемое – материальное благополучие, знание, любовь, удовольствие – получить из внешнего источника. Проблема в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы любить. Могут быть зависимы, пассивны, доверчивы и сентиментальны. Любят говорить «да». Зависят от людей, способных оказать им какую-нибудь поддержку.

- эксплуататорский тип – не надеется что-то получить от других в дар, а отнимает у них желаемое силой и хитростью. В области любви испытывает привязанность к тем людям, которых они могут отнять у кого-то другого. Склонны не создавать идеи, а красть их (заниматься плагиатом). Их девиз «Краденный плод – самый сладкий».

- стяжательный тип – люди мало верящие в то, что они могут получить что-то новое из внешнего мира. Главная цель как можно больше в своё укрытие и как можно меньше отдавать. Не дают любви, но стараются получить её. Педантичная аккуратность.

- рыночный тип - характерен для современной эпохи. Исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать и выгодно обменять. Чтобы добиться успеха, нужны не только знания, но нужно быть способным вступить в состязания. Заинтересован в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми. Девиз таков «Я такой, каким вы меня хотите видеть». Неразборчив в средствах, бестактен.

Б. Тип характера продуктивной ориентации – тип идеального психического здоровья. Этот тип независим, честный. Спокойный, любящий, творческий, совершает социально-полезные поступки. Продуктивный труд обеспечивает возможности творческой самореализации.

Понятие «акцентуации» было введено в психологию К. Леонгардом. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют её развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности. Акцентуация характера – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определённого рода психогенным воздействиям (тяжёлым переживаниям, чрезвычайным нервно- психическим нагрузкам и т. д.) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Считается, что все люди прекрасно адаптированы к окружающей действительности, что проявляется в их деятельности и поведении и т.п. однако каждый человек незащищён относительно каких-то конкретных ситуаций и обстоятельств, которые имеют место в его жизни. Эти ситуации поддаются классификации, которая и служит отправной точкой типологизации собственно характеров. В зависимости от степени выраженности различают скрытую и явную акцентуации характера. Явная – крайний вариант нормы, довольно постоянные черты определённого типа характера. В подростковом возрасте часто заостряются и могут привести к отклонениям в поведении. Скрытая- черты определённого типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, но неожиданно проявляются под воздействием психологических травм и приводят к социальной дезадаптации. Оформляясь к подростковому возрасту, акцентуация характера по мере взросления снижается, проявляясь уже не при любых обстоятельствах, а лишь в сложных психологических ситуациях. В чистом виде акцентуации характера встречаются редко, преобладают, как правило, смешанные формы.

Классификация акцентуаций по Карлу Леонгарду (немецкий психотерапевт и психолог):

· Демонстративный тип – демонстративность поведения, подвижность, лёгкость, в установлении контактов, склонен к фантазёрству, лживости. Стремление к лидерству, потребность в признании, похвале, жажда власти. Самооценка далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью. Систематически провоцирует конфликты, способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

· Застревающий тип - умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям. Для него характерна заносчивость, стремится добиться высоких показателей в любом деле. Основная черта- склонность к аффектам, обидчивость, ревность, подозрительность. Часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жёсткость установок и взглядов.

· Педантичный тип – инертность психических процессов, тяжесть на подъём, долгое переживание травмирующих событий. В конфликты вступает редко. Очень сильно реагирует на проявление нарушений порядка. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скорпулёзен, нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы, c охотой уступает лидерство.

· Возбудимый тип – недостаточная управляемость, ослабление контроля, повышенная импульсивность, грубость, занудство, угрюмость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам является провоцирующей и активной стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив с людьми. Низкая контактность в общении, равнодушен к будущему, целиком живёт настоящим. Низкий уровень реализации способностей. Он может быть властным, выбирая для общения слабых. Факторы, содействующие акцентуации характера – гиперопека «кумир семьи», безнадзорность, неблагополучие семейных отношений.

Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Способности определяют качество выполнения деятельности, её успешность, уровень достижений. Способности характеризуют то, как деятельность будет выполняться. Наибольший вклад в исследование проблемы способностей в отечественной психологии внёс Б.М. Теплов. Способности – это индивидуальные психологические особенности, определяющие лёгкость овладения и успешность деятельности личности. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека. Бытующие мифы в отношении способностей:

Ø способности заложены в человеке от рождения;

Ø любые способности можно сформировать;

Ø люди изначально равны по своим способностям.

Способность, по определению, это свойство личности, характеризующее успешность её в той или иной деятельности и возможность выполнения этой деятельности без избыточных усилий. Биологическая основа способностей тоже существует – это задатки. Задатки – это врождённые физиологические особенности человека, которые являются предпосылками формирования и развития способностей. Но на основе задатков нельзя предсказать, какие именно способности разовьются, сформируются на их основе. Задатки носят гораздо более общий характер. На основе одних и тех же задатков могут сформироваться совершенно разные способности, а могут и одновременно несколько способностей или же ничего. Ключевым моментом здесь является практика обучения, реальное вхождение в соответствующую деятельность, в которой и развиваются соответствующие способности. Существует очень много способностей. В науке известны попытки их классификацию. Специфически человеческие способности могут быть общими и специальными. Общие способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения общими знаниями и реализация разных видов деятельности. Примерами общих способностей являются интеллектуальные, трудовые, способности к обучению, к общению и т. д. Они свойственны большинству людей.

Специальные способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения специальными знаниями и осуществление определённой деятельности. Примерами специальных способностей могут быть художественные, организаторские, математические, педагогические, литературные, лингвистические, спортивные и т.д. большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Помимо деления способностей на общие и специальные принято разделять способности на теоретические и практические. Первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые- к конкретным практическим действиям. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одарённых, разносторонне развитых людей. Подобно другим свойствам личности, способности не только проявляются, но формируются и развиваются в деятельности. Качественными высшими уровнями развития способностей являются талант и гениальность.

Литература для самообразования и углубленного изучения темы.

1. Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб. пособие. – СПб,: Речь, 2004.

2. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: практическое руководство по психологической диагностике. – СПб.: Речь, 2005 – С.7-16.

3. Дукаревич М.З. Лекции по характерологии. – М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.

4. Козубовский В.М. Общая психология: личность: учебное пособие, В.М. Козубовский – Мн.: Амалфея, 2005 – С.79 -166.

5. Курпатов А.В., Алёхин А.Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007 – С. 91-135.

6. Кун Д. Основы психологии: Большая энциклопедия психологии. Все тайны поведения человека / Денис Кун. – Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

7. Лагонда Г.В. Кординаты индивидуальности (Текст): учебно-методическое пособие для студентов специальности «Психология» психолого-педагогического фак-та / Г.В. Лагонда; Брест: гос. Ун-т им. А.С. Пушкина, кафедра психологии – Брест: Изд-во БрГУ, 2005.

8. Лебедев В.И. Познание личности: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003 – С.142-217.

9. Мананикова Е.Н. Психология личности: Учебное пособие – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2008 – С. 143-172.

10. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / В.С. Мерлин; Под ред. Е.А. Климова. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005 – С. 20-235.

11. Психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Е.И. Рогова – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2005 – С. 120-152.

12. Саблин В.С., Слаква С.П. Психология человека: Учебник – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2006. – С. 188-197.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: