Личность как деятельный субъект

Деятельность – это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру.

Содержание человеческой деятельности – целесообразное осмысление, изменение и преобразование окружающего мира.

Примером человеческой деятельности выступает трудовая деятельность, в процессе которой создаются необходимые средства существования.

Другим примером человеческой деятельности можно назвать общественные отношения – это взаимодействия с другими людьми с целью удовлетворения экономических, социальных, политических, культурных и других интересов.

Деятельность человека, как правило, разумна. Человек обладает сознанием.

Сознание – это функция мозга, сущность которой заключается в адекватном отражении внешнего мира в чувственных и умственных образах.

Содержание сознания – это представления, идеи, теории, чувства, нормы, знания.

Самосознание – способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию.

В структуре деятельности личности можно выделить 6 подсистем:

1 система общего ориентирования, направляющая поведение человека во времени и пространстве (жизненные смыслы, ориентации и стратегии);

2 система мотивации, оказывающая стимулирующее и активизирующее воздействие на его поведение (потребности, интересы и мотивы);

3 система целеполагания и волевого решения, обеспечивающая устойчивые ориентации личности соответствующими решениями (цели и решения);

4 технологическая система, обеспечивающая реализацию его ориентации необходимыми способами и средствами деятельности (поведенческие технологии);

5 поведенческая система, раскрывающая весь потенциал субъекта в поведенческой сфере (реальные акты поведения);

6 рефлексивная система, регулирующая и контролирующая как сам "запуск", так и другие стадии деятельности (рефлексивное отражение).

При таком понимании структуры деятельности формируется теоретико-методологическая основа деятельностного подхода к анализу структуры личности.

Социальную структуру личности мы рассматриваем, в свою очередь, как систему "внешней" и "внутренней" соотнесенности личности с обществом или социальным окружением.

Французский философ Рене Декарт (1596 – 1650) считал, что поступки человека основаны:

на совокупности его знаний и умений;

на его моральных и политических установках;

на духовных и религиозных ценностях.

«Мыслю, следовательно, существую».

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) утверждал, что не все поступки человека можно объяснить рационально. Часто в основе поведения индивида лежат инстинкты, воспоминания, подавленные идеи, которые не могут быть осознаны.

В психике человека венский врач открыл область бессознательного.

Карл Юнг (1875 – 1961) разработал концепцию коллективного бессознательного.

Коллективное бессознательное – это опыт предшествующих поколений, идеи и воспоминания, которые мы получили в наследство от предков (мифы, легенды, символы).

Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы. Например, архетип богатыря, героя олицетворял Геракл.

Существуют теории, которые пытаются учесть сознательное и бессознательное в поведении человека: австрийский психолог Альфред Адлер (1870 – 1937), американский психолог и социолог Эрих Фромм (1900 – 1980).

Эрих Фромм считал, что фактором развития личности и причиной ее поступков является двойственная природа человека. С одной стороны, как часть природы, человек подчиняется ее законам, однако, как социальный субъект, наделенный разумом и волей, взаимодействует с другими субъектами на основе норм, правил, ценностей.

В ролевой концепции личности (Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон) структура личности рассматривается с точки зрения строения человеческого "Я". Согласно теории "зеркального "Я" Ч. Кули, личность состоит из трех элементов:

представления о том, как нас воспринимают другие люди;

представления о том, как они реагируют на наше поведение;

представления о том, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей.

Дж. Мид характеризует личность как "Я", состоящее из двух частей:

"Я-сам" (реакция личности на воздействие других людей и общества в целом) и

"Я-меня" (осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей).

На этом основании строится образ обобщенного другого, благодаря чему личность оказывается в состоянии соотносить себя и свои поступки с другими людьми.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом: с точки зрения ее структуры; с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.

В табл. 1 особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств.

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.

Таблица 1. Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову):

Краткое название подструктуры К данной структуре относятся Соотношение биологического и социального
Подструктура направленности Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)
Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)
Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: