Законодательство в области товародвижения в России

В РФ к моменту перехода к рыночной экономике (начало 1992 года) не было предусмотрено каких-либо мер для специального регулирования государственных закупок. Положение резко изменилось после выхода в свет документов: Указ Президента РФ от 15.11.91; Постановление Совета Министров РФ от 23.11.91 «Об организации материально-технического обеспечения народного хозяйства РСФСР в 1992 году».

Закон РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» (май 1993 года). Определил правила взаимоотношений контрагентов по поставкам и материальных ресурсов для государственных нужд. Было введено понятие «государственный контракт». Это основной документ, определяющий права и обязанности государственного заказчика и поставщика. Государственный заказчик выступает в роли покупателя. Этот закон установил принцип добровольности отношений и обязательность заключения контракта поставщиками, занимающими доминирующее положение на рынке (если размещение на рынке не приносит убытков производителю). Если же поставщик уклоняется от заключения контракта, то спор решает арбитражный суд. Если же суд признает необоснованность отказа поставщика, то поставщик выплачивает штраф в размере стоимости продукции (по проекту контракта). Если не выполняется срок контракта, то поставщик выплачивает неустойку в размере 50 % стоимости недопоставленной продукции.

В 1994 году был принят закон «О поставках для федеральных государственных нужд», в котором предусматривается обязательность выполнения государственного контракта и его заключение через открытые торги. Федеральным законом не предусмотрена мера ответственности государства за неуплату средств по госконтракту.

Существенную помощь руководителям коммерческих организаций по проведению комплексных мероприятий, направленных на реализацию системы тотального управления качеством оказали Методические рекомендации по разработке снабженческо-сбытовой политики предприятия (приказ Министерства экономики РФ от 1.10.97 №118). В числе важнейших направлений снабженческо-сбытовой политики предприятия является избавление его от угрозы: полной зависимости от покупателя; полной зависимости от поставщика; зависимости от банка.

4. Виды контрактов

1. Контракт с фиксированной ценой. В случае заключения такого контракта предполагается, что весь риск полностью перекладывается на производителя продукции.

2. Контракт с гибкой ценой. В таких контрактах фиксируется соотношение между прибылью и издержками.

3. Материально стимулирующие контракты.

4. При заключении крупных контрактов в США применяют «контракты на систему» – с генеральным подрядчиком.

В РФ заключение всех видов договоров регулируется Гражданским Кодексом, ч. 2. В статье 506 дается определение договора о поставках, которое отвечает основному закону логистики: нужный товар в нужном количестве нужного качества в нужное время и с минимальными затратами. Согласно ГК РФ период поставки должен указываться в договоре, в случае отсутствия такого указания период поставки принимается равным одному месяцу. Расчет ущерба от нарушения договора проводится на основе текущей цены (цена на аналогичную продукцию в месте ее получения во время получения).

В августе 1997 года было утверждено «Положение о звании «Поставщик продукции для нужд РФ». В соответствии с постановлением это звание присваивается поставщикам, которые 3 раза подряд выигрывают торги. Это звание за поставщиком сохраняется в течение 2 лет после прекращения действия госконтракта. Предприятие может использовать это звание в рекламных целях, а при получении свидетельства – и при маркировке товара.

Порядок предъявления претензий в случае невыполнения контракта установлен в Арбитражно-процессуальном Кодексе РФ, статья 12 и в Положении о порядке урегулирования споров. Предприятие должно выполнить требования этого положения, а потом обращаться в арбитражный суд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: