Министерства – это отраслевые органы управления специальной компетенции, т. е. круг вопросов, которые они вправе решать четко определен соответствующим актом законодательства. (министерство финансов, обороны, юстиции, труда и пр.).
Гос. комитеты – межотраслевые органы управления, ответственные за определенную управленческую функцию в различных сферах общественной жизни (комитет по миграции).
3. Местные органы управления образуют исполкомы местных советов (областные, городские и районные), их отделы и управления.
Судебные органы -э то органы, осуществляющие правосудие в пределах своей юрисдикции.
В судебную систему РБ входят:
- Конституционный суд;
- Общие суды;
- Хозяйственные суды.
Конституционный суд РБ занимается:
- Проверкой конституционности (соответствия конституции) законов РБ;
- Проверкой законности (соответствия законам) всех остальных нормативных актов.
Систему хозяйственных судов РБ составляют
- Высший хозяйственный суд РБ как высшая инстанция,
|
|
- хозяйственные суды областей и города Минска.
Хозяйственные суды в пределах своей юрисдикции рассматривают хозяйственные споры (дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности) между субъектами хозяйствования (организациями и индивидуальными предпринимателями).
Компетенция общих судов предельно широка. Фактически они рассматривают все дела, на которые не распространяется юрисдикция судов хозяйственных. Общие суды рассматривают уголовные, гражданские и некоторые административные дела.
В систему общих судов входят:
- Верховный суд РБ;
- Областные суды и Минский городской суд;
- Районные (городские) суды;
- Военные суды.
Сущность Права
В системе социальных регуляторов право занимает особое место, что обусловлено его следующими особенностями (признаки права):
Нормы права являются общеобязательными, т. е., по общему правилу, распространяют своё действие на всю территорию государства в пределах государственных границ, а также действуют в отношении граждан данного государства, находящихся за границей.
Нормы права формально определены, т. е. всегда имеют объективный источник выражения. Право может существовать, главным образом, в форме законодательства и проявлять себя через законодательство. Соотношение между правом и законодательством есть соотношение содержания и формы, сущности и явления.
Нормы права устанавливаются государством и обеспечиваются силой государственного принуждения.
Право - система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством для регулирования общественных отношений и обеспеченных принудительной силой государства.
Субъективное право – это мера дозволенного поведения субъекта права, признанная и охраняемая государством (например, право на социальное обеспечение, на образование, на труд и т. д.).