Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий. Нижний Новгород, 1996

АИСТ прежде был человеком. Однажды Бог дал ему мешок с гадами и велел выбросить его в море, в огонь, закопать в яму или оставить на вершине горы. Человек из любопытства раз­вязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле; в наказа­ние Бог превратил человека в аиста, чтобы он очищал землю от гадов. Со стыда у аиста покраснели нос и ноги.

Аисты имеют человеческие пальцы, душу; понимают язык человека; плачут слезами; молятся Богу (это их клекот); вместе справляют свадьбы; каждая семейная пара неразлучна и в слу­чае гибели одного из супругов другой добровольно идет на смерть вслед за ним; аист даже может покончить с собой из ревности!. -

Если аист покинул гнездо на крыше и перенес птенцов, быть в доме пожару или в него попадет молния.

Эти птицы охраняют избу от пожара: если и загорится, так начнут носить в клювах воду и заливать огонь.

Обидеть аиста, разорить его гнездо — накликать на свою голову великую беду!

Аист над чьей-то избой пролетит — к родам.

У кого-то совьет гнездо в трубе — к богатству.

Перенесет гнездо свое с дома на другой — быть беде тому хозяину, от которого улетел аист.

Летящий аист представляет здоровье, резвость, урожай, брак.

Неподвижный — боли в ногах, смерть, засуху, безбрачие.

Стоящий — высокий лен.

Пара аистов — замужество или роды.

При встрече с первым аистом деньги в кармане сулят бо­гатство, ключи — изобилие, а пустые карманы — убытки.

Крик первого аиста, услышанный натощак, приносит не­счастье или предвещает битье посуды в течение года.

При виде первого аиста нужно за ним бежать, приседая и кувыркаясь, чтобы не болели ноги;

прислониться к дереву или к плетню, чтобы не болела спинам

завявать узел на шнурке от шейного креста, чтобы летом не видеть змей;

взять из-под ноги землю и бросить ее в воду, чтобы не было блох.

В некоторые семьи, где хозяйка бесплодна, но ко птицам Божиим добра, аисты потихоньку приносят новорожденных

Е0Р0БЕЙ

ЕСЛИ ВОРОБЬИ зимой дружно собирают пух и перья воз­ле курятников, утепляют свои укрытия, значит, через несколь­ко дней будут морозы.

Воробьи веселы, подвижны, драчливы — к хорошей пого­де.

Гнезда вьют — к вёдру.

Дружно чирикают— к теплу.

В пыли купаются или щебечут — дождь называют.

Воробей в избу влетит,— слышать о покойнике.

Только воробей завивает гнездо на Благовещенье, но это — птица окаянная и не знает праздника. Воробей потому счита­ется символом христопродавца, что когда распинали Спасите­ля, воробьи его палачам гвоздочки в клювах подносили. За то они не ходят, а меленько припрыгивают: лапки у них вере­вочкой связаны навечно.

На исходе августа, а иные говорят на Семен день, 14 сен­тября, ночи оттого темны, что в эту пору черт меряет воробь­ев под гребло: сколько войдет, уничтожит, а иную часть от­пускает на волю. Поэтому в эту пору воробьев нигде не вид­но: все к черту слетаются.

ВОРОН

ВОРОНЫ в кучу собираются — к ненастью. Купаются — тоже. Каркают стаей летом — к ненастью, зимой — к моро­зу.

Воронье под тучи сбивается — быть морозу.

Если на Платона и Романа (1 декабря) ворона ходит по дороге — к теплу.

Ворона кричит на-полдень — к теплу, на север — к холоду.

Ходит, разинув рот, — перед грозой.

Вороны играют.вверху, толкуны толкутся — к вёдру. Если вороны играют на лету — жди вёдра.

Ворон каркает — к несчастью, ворона — к ненастью.

Ворон — птица вещая, приносит недобрые вести, живет он триста лет и все оттого, что питается одной только мертвечи­ной.

Через который двор ворон перелетел каркая, там будет покойник. Ворон каркает на церкви — к покойнику на селе, каркает на избе — к покойнику на дворе.

Ворон по дороге ходит — к ворам.

Кто в лесу поет и увидит ворона, тому наткнуться на во­лка.

Есть у воронов свой царь-ворон, и сидит.он в гнезде, сви­том на семи дубах.

Ворон купает своих детей в Великий четверг (Страстной не­дели, последней перед Пасхой) и приносит для этого воду в гнездо свое в выеденном яйце.

На Мартынов день (14 апреля) вороний праздник: каждый старый ворон в этот день отпускает своих годовалых воронят на отдельное гнездо — на особое житье.

КУКУШКА без гнезда за то, что завила его на Благове­щенье (7 апреля).

Кукушка — вещая птица. Сколько раз она прокукует, столько лет и будешь жить на свете.

Чтобы она подольше куковала и не улетала с ветки, нуж­но, подкравшись.к дереву, перевязать его поясом.

Голос кукушки вблизи жилья иногда может служить пред­вестием свадьбы.

Кто впервые услышит кукушкин голос на тощий желудок, тому год сулит несчастья.

Кукушка кукует — горе вещует. Когда слышит кто куко­вание кукушки справа от себя — ему жить благополучно и бо­гато; слева — несчастливо; в лицо — много лет здравствовать, а сзади себя услышит — скоро умрет.

Если эта птица залетит в деревню — к пожару.

При первой кукушке брякни в кармане деньгами, чтоб во­дились.

Ранняя кукушка (прежде появления листа на дереве) — ворам неудача. :

Кукушкин голос кто впервые весной услышит, в тот бы час из-под правой ноги взял земли и в доме своем посыпал, в этом. году блохи туда не пойдут.

Если кукушка впервые закукует при восходе солнца и на зеленом дереве, то год будет урожайный,-а если на ночь и па голом дереве. — будет голод и мор.

Кукушка до Егорья (6 мая) — к падежу скота.

Когда кукушка закукует, надо, чтобы семена уже заееяны были; а если в амбаре еще лежат, к плохому году. Кукушка, часто и сильно подающая голос весною — поел вещает теплое время.

Кукушка кличет на сухом дереве — к морозу На Петров день (12 августа) кукушка подавилась ватруш­кой (то есть перестала куковать). В этот день девки крестят

Эта птица перестанет куковать, когда рожь заколосится: говорят: «Кукушка житным колоском подавилась»

ПЕТУХ. ПЕРВЫЕ петухи — полночь, вторые — до зари, третьи — заря.

Если петух запел летом раньше девяти вечера — к дождю.

Петухи кричат вперемежку с лягушками — перед бурей и дождем.

Ночью поют не вовремя — к ненастью.

Если не вовремя поют зимой, при сильных морозах, то сту­жа уменьшится.

Петухи кричат — ворочайся на другой бок.

Петухи распелись ни с того ни с сего — к вестям.

Петухи всю ночь поют — не к добру.

При переходе в новый дом наперед пускают кошку и пе­туха,.

Петух головой трясет — к беде в доме.

Если много петухов в селе неожиданно распоются — к по­койнику.

Постель покойника на три дня выносят в курятник, чтоб петухи отпели.

Эта птица оберегает от пожаров, потому и ставят деревян­ного или железного петуха на коньке крыши.

Поет петух — на небе к заутрене звонят, а как перестанет петь — так и всему миру конец.

Когда петух к ночи поет раньше времени, то видит черта и гонит его.

При крике петушином говорят: «Свят дух по земле, диавол сквозь земли».

Первого крика петуха из всей нечисти не пугается только домовой.

Нельзя держать петуха на дворе дольше семи лет: семигодовалый яйцо снесет, а из этого яйца змей вылупится на па­губу люду православному.

КОТ

КОШКА в печурку — стужа на двор.

Кошка лижет хвост, прячет голову — к ненастью.

Пол скребет — к вьюге, стену — к ветру или непогоде.

Мордочку прячет — к морозу либо к ненастью.

Кошка клубком — на мороз.

Крепко спит — к теплу.

Лежит брюхом вверх — к жаре.

Моется, лижет лапу — к вёдру.

Костыль ставит (заднюю лапу поднимает) — к вёдру.

Кошка на человека тянется — к обнове.

М0ется _ гостей намывает (зазывает). Теплая или холод­ная лапа, которою умывается, означает добрых или недобрых гостей.

Лошадь от кошки сохнет (от собаки добреет) почему и не берут с собою кошку в дорогу. Нельзя называть, лаская, котят мышатами: мать их загры­зет.

Если ночью на грудь навалилась серая кошка — это домо­вой давит. Надо его сразу спросить: «К добру или к худу?» — и выслушать ответ.

Кто спит с кошкой, у того лягушки в голове заводятся.

Если кошка что-нибудь обнюхала, это уже поганое, нельзя есть человеку, потому что оно осквернилось.

Если кошка съест вареного гороху, то оглохнет.

Во время грозы выкинь кота из дома, иначе притянет мол­нию и будет пожар.

Нечисть прячется в черную кошку на свят Ильин день (2 августа), когда Илья-Пророк сыплет с неба огненными стрела­ми.

На черную кошку можно выменять у нечистой силы шап­ку-невидимку и неразменный рубль.

Кошка может в темноте разглядеть нечисть, поэтому, ког­да она ночью нервничает, может статься, что видит призра­ков.

На чих кошки говори ей: «Будь здорова!» — зубы болеть не будут.

При переходе в новый дом вперед пускай кошку и петуха.

Кто кошек любит, будет жену любить.

Кто любит-бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой напрасной беды.

Трехшерстная кошка приносит счастье тому дому, где жи­вет; семишерстная является еще более верным залогом благо­получия.

Кошек бить нельзя: когда на том свете придется лезть по крутой горе и нечем будет зацепиться, они снабдят из друж­бы своими когтями тех, кто был с ними при жизни добр.

Кошка так живуча, что только девятая смерть и может ее уморить.

Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видать.

Погладить кота — лучший способ избавиться от усталости и напряжения.

СОБАКА

СОБАКА по снегу валяется — к вьюге.

Катается — к дождю и снегу.

Мало ест, много спит — к ненастью.

Скучает, траву ест — к дождю.

Жмется к хозяину, заглядывает ему в глаза — к несчастью.

Если собака во время Пасхальной заутрени лает на восток — к пожару, на запад — к несчастью.

Если собаки много лают в Крещенье, будет много зверя и дичи.

На Ильин день (2 августа) собак и кошек не пускают из избы, чтобы в них не спрятался черт, коего Илья-Пророк по­разит своей молнией.

Собаки играют — к свадьбе.

Собака перебежала дорогу — неудача.

Трется около идущих по улице — к подарку.

Лает — к встрече с другом.

Роет норы — быть в доме покойнику.

Крох не ест после больного — он скоро умрет.

Воет, опустив морду, — к покойнику; подняв, — к пожа-РУ-

Собачий вой — на вечный покой.

Лошадь от кошки сохнет, от собаки добреет, потому соба­ку хорошо брать с собою в дорогу.

Если собака, стоя на лапах, качается — хозяину выпадет дорога.

Собака на человека потянулась — к корысти. Подушку под собой перевернуть и сказать: «На свою голо­ву!» — собака на дворе выть перестанет.

При виде свирепо лающей собаки следует проговорить три раза: «Щенилась слепая, теперь будь немая!» — причем каж­дый раз плевать налево.

Не бей собаку: и она была человеком, да обращена в пса за прожорливость.

Не пинай собаку — судороги потянут.

Собаку грешно кликать человеческим именем.

Кто после собаки ест, у того горло распухнет.

Чтоб собака не сбежала, у нее вырывают клок шерсти на загривке.

Чтоб не бесилась — ее щенят протаскивают сквозь колес­ную ступицу.

Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть, кошку — наоборот.

Некоторые собаки имеют над каждым глазом по белому пятну. Эти пятна зовутся другими глазами, а собаки такие — двоеглазками. Настоящими глазами они видят обычные, вещественные предметы, а глазами-пятнами — нечистую силу. Леший, например, таких собак терпеть не может.

Если идет большая неожиданная беда, домовой извещает о ее приближении тем, что велит собакам рыть среди двора ямы и выть на всю деревню.

.

КОРОВА

О КОРОВАХ так молятся: «Защити мою коровушку, Св. Егорий, Власий и Протасий!»

Агафья-коровница (18 февраля) оберегает коров от болез­ней.

На Власьев день (23 февраля) пекут сдобные молочные пышки в честь «коровьего праздника», кормят ребят и пода­ют нищим. Одну пышку берегут на божнице до нового Власьева дня, так как это — лекарство от скотьей болести: стоит только накрошить ее в месиво, да с молитвою ко Власию дать больной животине — и у нее все как рукой снимет.

Корова без клички — мясо. Надо ее непременно именовать, иначе не минуть скоро зарезать.

Приведя в дом купленную корову, ее надо накормить в первый раз на печном заслоне.

Егорьевская корова комола (рожденная на Егория).

Если принесет корова двойней одношерстных — к добру, разношерстных — к худу.

Куда стельная корова головой ложится — на полночь или на полдень, — туда и отелится.

Чтобы стельная корова принесла телку, а не бычка, хозяйка едет доить ее в последний раз верхом на сковороднике.

Как под копытом мокро (весной и осенью), так корова мо­лока прибавит.

«Море под коровой, река молока!» — пожелание дойнице. Подойника не ставь на стул или кадку — молоко к выме­ни присохнет.

Лишний глаз при дойке коровы портит ее.

Если корова перестанет доиться, то кто-нибудь из счастли­вых в семье, обыкновенно девушка или ребенок, должны «вы­купить» ее у хозяйки или коровницы за грош. Корова с того времени станет собственностью покупателя и будет опять до­иться.

Если под корову нечаянно подлетит ласточка, у той будет кровавое молоко. Чтобы избавиться от этого, ее надо подоить сквозь обручальное кольцо.

Если корова перестала доиться, возможно, что вымя пере­вязала ведьма своим волоском, и надо его отыскать.

Чтобы спасти коров и телят от нападения ведьм, ставят на воротах и по углам скотного двора осины, срубленные или вырванные с корнем.

Когда по весне первый раз выпускают коров на пастбище, надо накрошить хлеба и давать на заслоне корове, пригова­ривая: «Как этот заслон каждую ночь стоит на своем месте, -так бы наша коровушка каждую ночь стояла в нашем дво­ре».

Выгоняя первый раз корову в поле, хозяйка заставляет ее переступать через положенную в воротах клюку, а потом, ударяя этой клюкой, приговаривает: «Тели телок, тели те­лок!»

Черная корова идет впереди стада — к пасмурной погоде, пестрая — к вёдру, красная — к хорошей погоде.

Чтобы проданная корова не тосковала о прежних хозяевах, привыкла к новым, они должны дать ей новую кличку.

В дымное окно коров скликать — сами будут домой ходить.

Под горшок в хлеву кладут камень и говорят: «Гложи, волк, свои бока!» — чтобы волк не съел коровы.

Корова мычит — хозяин будет сердит.

На Новый год черт выгоняет своих коров пастись к устью какой-нибудь речки, и если обойти это место с иконой, то черт, хотя и выскочит и коровы разбегутся, но двух-трех все-таки можно успеть захватить. Коровы эти зовутся «хватанные», проклятые.

ЛОШАДЬ (КОНЬ)

ЭТА ЖИВОТИНА благословенная: она зарывала младенца Христа в солому (а свиньи отрывали).

На Симеона (16 февраля) привязывают к лошади кнут, ру­кавицы, онучи — для отогнания домового, чтобы подумал, будто человек верхом сидит — и не мучил животину.

Если на Феофана (25 марта) лошадь заболеет, то все лето работать не ртанет.

«Будь гладка, как яичко!» — говорят на Пасху, поглажи­вая лошадь яйцом.

Никола вешний (22 мая) считается покровителем лошадей, ему заказывают молебны с водосвятием, чтобы уберег коней от волков и медведей и даровал табунам здоровье.

14 августа, после первого Спаса, поят лошадей через сереб­ро. В последний раз выкупанных в Спасов день, их приводят на другое утро к колодцу, бросают в него серебряный пята­чок, зачерпывают воды, отпускают в бадью другой, «завет­ный», пятачок и поят коня. Исполнением этого обычая дума­ют умилостивить домового. Напоенные через серебро лошади добреют и не боятся лихого глаза. Монета, опускаемая в бадью, должна скрытно от всех домашних и, тем более, от посторон­них храниться в конюшне под теми яслями, из которых ест сено эта лошадь. Таким образом двор ограждается от конско­го падежа.

На Фрола и Лавра (31 августа) лошадиный праздник: кро­пят лошадей, украшают их, прикармливают. На лошадях в этот день не работают, не то падеж будет.

Некоторые люди умеют лошадей заговаривать так, что, хотя бы купивший ее жил за триста верст, она прибежит к старому хозяину, пренебрегая всякими опасностями. Веря в это, покупающий должен постараться через знахаря снять с лошади «уход».

Если домовой сядет на лошадь, которую не любит, то при­ведет ее к утру всю в мыле, лошадь спадет с тела. Она при­шлась не ко двору и ее непременно следует сбыть.

Коли домовой по-своему завьет у лошади гриву, нельзя ее трогать, а то он рассердится и испортит лошадь.

На конюшне надо держать козла для отогнания злого дво­рового.

Двужильную лошадь зарывай во дворе, не то падет за нею еще двенадцать лошадей.

Чтобы иметь коней добрых, в теле, следует держать в ко­нюшне кусок дерева, разбитого громом.

Лошадь от кошки сохнет, от собаки добреет, потому не бе­рут с собой кошку в дорогу.

Чепрак из барсовой кожи вреден для лошади.

Когда лошадь храпит, следует спросить: «Друга чуешь иль недруга?»

На чих лошади говори: «Будь здорова!» — и обругай.

Если ходить по тому месту, где валялась лошадь, будут лишаи на теле.

Ржет конь — к добру.

Топает — к дороге.

Копыта у лошадей потеют — к теплу.

Зимой конь ложится, катается, спит на назьму — к теп­лу.

Втягивает ноздрями воздух дорожный — дом близко.

Фыркает в пути — к дождю или к доброй встрече., Лошадь трясет головой и вскидывает ее — к ненастью.

Храпит — к вьюге.

Если дорогой распряжется конь, быть беде неминучей, в доме нездорово или жена неверна.

Споткнется конь при выезде со двора — лучше воротить­ся, чтобы не вышло какого худа.

Конь воина обнюхивает — убитым быть.

Хомут, снятый с потной лошади, является у знахарок ле­чебным средством: надеть его на лихорадящего — всю хворь как рукой снимет.

Вода из недопитого лошадью ведра тоже может облегчать разные болезни, если умыться ею с наговорным словом.

От лихорадки положить в изголовье больного лошадиный череп.

Конский череп страшен для нечистой силы. Если в дерев­ню нежить повадилась, вокруг околицы или дворов надо на­тыкать на палки конские черепа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: