АИСТ прежде был человеком. Однажды Бог дал ему мешок с гадами и велел выбросить его в море, в огонь, закопать в яму или оставить на вершине горы. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле; в наказание Бог превратил человека в аиста, чтобы он очищал землю от гадов. Со стыда у аиста покраснели нос и ноги.
Аисты имеют человеческие пальцы, душу; понимают язык человека; плачут слезами; молятся Богу (это их клекот); вместе справляют свадьбы; каждая семейная пара неразлучна и в случае гибели одного из супругов другой добровольно идет на смерть вслед за ним; аист даже может покончить с собой из ревности!. -
Если аист покинул гнездо на крыше и перенес птенцов, быть в доме пожару или в него попадет молния.
Эти птицы охраняют избу от пожара: если и загорится, так начнут носить в клювах воду и заливать огонь.
Обидеть аиста, разорить его гнездо — накликать на свою голову великую беду!
Аист над чьей-то избой пролетит — к родам.
У кого-то совьет гнездо в трубе — к богатству.
|
|
Перенесет гнездо свое с дома на другой — быть беде тому хозяину, от которого улетел аист.
Летящий аист представляет здоровье, резвость, урожай, брак.
Неподвижный — боли в ногах, смерть, засуху, безбрачие.
Стоящий — высокий лен.
Пара аистов — замужество или роды.
При встрече с первым аистом деньги в кармане сулят богатство, ключи — изобилие, а пустые карманы — убытки.
Крик первого аиста, услышанный натощак, приносит несчастье или предвещает битье посуды в течение года.
При виде первого аиста нужно за ним бежать, приседая и кувыркаясь, чтобы не болели ноги;
прислониться к дереву или к плетню, чтобы не болела спинам
завявать узел на шнурке от шейного креста, чтобы летом не видеть змей;
взять из-под ноги землю и бросить ее в воду, чтобы не было блох.
В некоторые семьи, где хозяйка бесплодна, но ко птицам Божиим добра, аисты потихоньку приносят новорожденных
Е0Р0БЕЙ
ЕСЛИ ВОРОБЬИ зимой дружно собирают пух и перья возле курятников, утепляют свои укрытия, значит, через несколько дней будут морозы.
Воробьи веселы, подвижны, драчливы — к хорошей погоде.
Гнезда вьют — к вёдру.
Дружно чирикают— к теплу.
В пыли купаются или щебечут — дождь называют.
Воробей в избу влетит,— слышать о покойнике.
Только воробей завивает гнездо на Благовещенье, но это — птица окаянная и не знает праздника. Воробей потому считается символом христопродавца, что когда распинали Спасителя, воробьи его палачам гвоздочки в клювах подносили. За то они не ходят, а меленько припрыгивают: лапки у них веревочкой связаны навечно.
На исходе августа, а иные говорят на Семен день, 14 сентября, ночи оттого темны, что в эту пору черт меряет воробьев под гребло: сколько войдет, уничтожит, а иную часть отпускает на волю. Поэтому в эту пору воробьев нигде не видно: все к черту слетаются.
|
|
ВОРОН
ВОРОНЫ в кучу собираются — к ненастью. Купаются — тоже. Каркают стаей летом — к ненастью, зимой — к морозу.
Воронье под тучи сбивается — быть морозу.
Если на Платона и Романа (1 декабря) ворона ходит по дороге — к теплу.
Ворона кричит на-полдень — к теплу, на север — к холоду.
Ходит, разинув рот, — перед грозой.
Вороны играют.вверху, толкуны толкутся — к вёдру. Если вороны играют на лету — жди вёдра.
Ворон каркает — к несчастью, ворона — к ненастью.
Ворон — птица вещая, приносит недобрые вести, живет он триста лет и все оттого, что питается одной только мертвечиной.
Через который двор ворон перелетел каркая, там будет покойник. Ворон каркает на церкви — к покойнику на селе, каркает на избе — к покойнику на дворе.
Ворон по дороге ходит — к ворам.
Кто в лесу поет и увидит ворона, тому наткнуться на волка.
Есть у воронов свой царь-ворон, и сидит.он в гнезде, свитом на семи дубах.
Ворон купает своих детей в Великий четверг (Страстной недели, последней перед Пасхой) и приносит для этого воду в гнездо свое в выеденном яйце.
На Мартынов день (14 апреля) вороний праздник: каждый старый ворон в этот день отпускает своих годовалых воронят на отдельное гнездо — на особое житье.
КУКУШКА без гнезда за то, что завила его на Благовещенье (7 апреля).
Кукушка — вещая птица. Сколько раз она прокукует, столько лет и будешь жить на свете.
Чтобы она подольше куковала и не улетала с ветки, нужно, подкравшись.к дереву, перевязать его поясом.
Голос кукушки вблизи жилья иногда может служить предвестием свадьбы.
Кто впервые услышит кукушкин голос на тощий желудок, тому год сулит несчастья.
Кукушка кукует — горе вещует. Когда слышит кто кукование кукушки справа от себя — ему жить благополучно и богато; слева — несчастливо; в лицо — много лет здравствовать, а сзади себя услышит — скоро умрет.
Если эта птица залетит в деревню — к пожару.
При первой кукушке брякни в кармане деньгами, чтоб водились.
Ранняя кукушка (прежде появления листа на дереве) — ворам неудача. :
Кукушкин голос кто впервые весной услышит, в тот бы час из-под правой ноги взял земли и в доме своем посыпал, в этом. году блохи туда не пойдут.
Если кукушка впервые закукует при восходе солнца и на зеленом дереве, то год будет урожайный,-а если на ночь и па голом дереве. — будет голод и мор.
Кукушка до Егорья (6 мая) — к падежу скота.
Когда кукушка закукует, надо, чтобы семена уже заееяны были; а если в амбаре еще лежат, к плохому году. Кукушка, часто и сильно подающая голос весною — поел вещает теплое время.
Кукушка кличет на сухом дереве — к морозу На Петров день (12 августа) кукушка подавилась ватрушкой (то есть перестала куковать). В этот день девки крестят
Эта птица перестанет куковать, когда рожь заколосится: говорят: «Кукушка житным колоском подавилась»
ПЕТУХ. ПЕРВЫЕ петухи — полночь, вторые — до зари, третьи — заря.
Если петух запел летом раньше девяти вечера — к дождю.
Петухи кричат вперемежку с лягушками — перед бурей и дождем.
Ночью поют не вовремя — к ненастью.
Если не вовремя поют зимой, при сильных морозах, то стужа уменьшится.
Петухи кричат — ворочайся на другой бок.
Петухи распелись ни с того ни с сего — к вестям.
Петухи всю ночь поют — не к добру.
При переходе в новый дом наперед пускают кошку и петуха,.
Петух головой трясет — к беде в доме.
Если много петухов в селе неожиданно распоются — к покойнику.
Постель покойника на три дня выносят в курятник, чтоб петухи отпели.
Эта птица оберегает от пожаров, потому и ставят деревянного или железного петуха на коньке крыши.
|
|
Поет петух — на небе к заутрене звонят, а как перестанет петь — так и всему миру конец.
Когда петух к ночи поет раньше времени, то видит черта и гонит его.
При крике петушином говорят: «Свят дух по земле, диавол сквозь земли».
Первого крика петуха из всей нечисти не пугается только домовой.
Нельзя держать петуха на дворе дольше семи лет: семигодовалый яйцо снесет, а из этого яйца змей вылупится на пагубу люду православному.
КОТ
КОШКА в печурку — стужа на двор.
Кошка лижет хвост, прячет голову — к ненастью.
Пол скребет — к вьюге, стену — к ветру или непогоде.
Мордочку прячет — к морозу либо к ненастью.
Кошка клубком — на мороз.
Крепко спит — к теплу.
Лежит брюхом вверх — к жаре.
Моется, лижет лапу — к вёдру.
Костыль ставит (заднюю лапу поднимает) — к вёдру.
Кошка на человека тянется — к обнове.
М0ется _ гостей намывает (зазывает). Теплая или холодная лапа, которою умывается, означает добрых или недобрых гостей.
Лошадь от кошки сохнет (от собаки добреет) почему и не берут с собою кошку в дорогу. Нельзя называть, лаская, котят мышатами: мать их загрызет.
Если ночью на грудь навалилась серая кошка — это домовой давит. Надо его сразу спросить: «К добру или к худу?» — и выслушать ответ.
Кто спит с кошкой, у того лягушки в голове заводятся.
Если кошка что-нибудь обнюхала, это уже поганое, нельзя есть человеку, потому что оно осквернилось.
Если кошка съест вареного гороху, то оглохнет.
Во время грозы выкинь кота из дома, иначе притянет молнию и будет пожар.
Нечисть прячется в черную кошку на свят Ильин день (2 августа), когда Илья-Пророк сыплет с неба огненными стрелами.
На черную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный рубль.
Кошка может в темноте разглядеть нечисть, поэтому, когда она ночью нервничает, может статься, что видит призраков.
На чих кошки говори ей: «Будь здорова!» — зубы болеть не будут.
При переходе в новый дом вперед пускай кошку и петуха.
|
|
Кто кошек любит, будет жену любить.
Кто любит-бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой напрасной беды.
Трехшерстная кошка приносит счастье тому дому, где живет; семишерстная является еще более верным залогом благополучия.
Кошек бить нельзя: когда на том свете придется лезть по крутой горе и нечем будет зацепиться, они снабдят из дружбы своими когтями тех, кто был с ними при жизни добр.
Кошка так живуча, что только девятая смерть и может ее уморить.
Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видать.
Погладить кота — лучший способ избавиться от усталости и напряжения.
СОБАКА
СОБАКА по снегу валяется — к вьюге.
Катается — к дождю и снегу.
Мало ест, много спит — к ненастью.
Скучает, траву ест — к дождю.
Жмется к хозяину, заглядывает ему в глаза — к несчастью.
Если собака во время Пасхальной заутрени лает на восток — к пожару, на запад — к несчастью.
Если собаки много лают в Крещенье, будет много зверя и дичи.
На Ильин день (2 августа) собак и кошек не пускают из избы, чтобы в них не спрятался черт, коего Илья-Пророк поразит своей молнией.
Собаки играют — к свадьбе.
Собака перебежала дорогу — неудача.
Трется около идущих по улице — к подарку.
Лает — к встрече с другом.
Роет норы — быть в доме покойнику.
Крох не ест после больного — он скоро умрет.
Воет, опустив морду, — к покойнику; подняв, — к пожа-РУ-
Собачий вой — на вечный покой.
Лошадь от кошки сохнет, от собаки добреет, потому собаку хорошо брать с собою в дорогу.
Если собака, стоя на лапах, качается — хозяину выпадет дорога.
Собака на человека потянулась — к корысти. Подушку под собой перевернуть и сказать: «На свою голову!» — собака на дворе выть перестанет.
При виде свирепо лающей собаки следует проговорить три раза: «Щенилась слепая, теперь будь немая!» — причем каждый раз плевать налево.
Не бей собаку: и она была человеком, да обращена в пса за прожорливость.
Не пинай собаку — судороги потянут.
Собаку грешно кликать человеческим именем.
Кто после собаки ест, у того горло распухнет.
Чтоб собака не сбежала, у нее вырывают клок шерсти на загривке.
Чтоб не бесилась — ее щенят протаскивают сквозь колесную ступицу.
Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть, кошку — наоборот.
Некоторые собаки имеют над каждым глазом по белому пятну. Эти пятна зовутся другими глазами, а собаки такие — двоеглазками. Настоящими глазами они видят обычные, вещественные предметы, а глазами-пятнами — нечистую силу. Леший, например, таких собак терпеть не может.
Если идет большая неожиданная беда, домовой извещает о ее приближении тем, что велит собакам рыть среди двора ямы и выть на всю деревню.
.
КОРОВА
О КОРОВАХ так молятся: «Защити мою коровушку, Св. Егорий, Власий и Протасий!»
Агафья-коровница (18 февраля) оберегает коров от болезней.
На Власьев день (23 февраля) пекут сдобные молочные пышки в честь «коровьего праздника», кормят ребят и подают нищим. Одну пышку берегут на божнице до нового Власьева дня, так как это — лекарство от скотьей болести: стоит только накрошить ее в месиво, да с молитвою ко Власию дать больной животине — и у нее все как рукой снимет.
Корова без клички — мясо. Надо ее непременно именовать, иначе не минуть скоро зарезать.
Приведя в дом купленную корову, ее надо накормить в первый раз на печном заслоне.
Егорьевская корова комола (рожденная на Егория).
Если принесет корова двойней одношерстных — к добру, разношерстных — к худу.
Куда стельная корова головой ложится — на полночь или на полдень, — туда и отелится.
Чтобы стельная корова принесла телку, а не бычка, хозяйка едет доить ее в последний раз верхом на сковороднике.
Как под копытом мокро (весной и осенью), так корова молока прибавит.
«Море под коровой, река молока!» — пожелание дойнице. Подойника не ставь на стул или кадку — молоко к вымени присохнет.
Лишний глаз при дойке коровы портит ее.
Если корова перестанет доиться, то кто-нибудь из счастливых в семье, обыкновенно девушка или ребенок, должны «выкупить» ее у хозяйки или коровницы за грош. Корова с того времени станет собственностью покупателя и будет опять доиться.
Если под корову нечаянно подлетит ласточка, у той будет кровавое молоко. Чтобы избавиться от этого, ее надо подоить сквозь обручальное кольцо.
Если корова перестала доиться, возможно, что вымя перевязала ведьма своим волоском, и надо его отыскать.
Чтобы спасти коров и телят от нападения ведьм, ставят на воротах и по углам скотного двора осины, срубленные или вырванные с корнем.
Когда по весне первый раз выпускают коров на пастбище, надо накрошить хлеба и давать на заслоне корове, приговаривая: «Как этот заслон каждую ночь стоит на своем месте, -так бы наша коровушка каждую ночь стояла в нашем дворе».
Выгоняя первый раз корову в поле, хозяйка заставляет ее переступать через положенную в воротах клюку, а потом, ударяя этой клюкой, приговаривает: «Тели телок, тели телок!»
Черная корова идет впереди стада — к пасмурной погоде, пестрая — к вёдру, красная — к хорошей погоде.
Чтобы проданная корова не тосковала о прежних хозяевах, привыкла к новым, они должны дать ей новую кличку.
В дымное окно коров скликать — сами будут домой ходить.
Под горшок в хлеву кладут камень и говорят: «Гложи, волк, свои бока!» — чтобы волк не съел коровы.
Корова мычит — хозяин будет сердит.
На Новый год черт выгоняет своих коров пастись к устью какой-нибудь речки, и если обойти это место с иконой, то черт, хотя и выскочит и коровы разбегутся, но двух-трех все-таки можно успеть захватить. Коровы эти зовутся «хватанные», проклятые.
ЛОШАДЬ (КОНЬ)
ЭТА ЖИВОТИНА благословенная: она зарывала младенца Христа в солому (а свиньи отрывали).
На Симеона (16 февраля) привязывают к лошади кнут, рукавицы, онучи — для отогнания домового, чтобы подумал, будто человек верхом сидит — и не мучил животину.
Если на Феофана (25 марта) лошадь заболеет, то все лето работать не ртанет.
«Будь гладка, как яичко!» — говорят на Пасху, поглаживая лошадь яйцом.
Никола вешний (22 мая) считается покровителем лошадей, ему заказывают молебны с водосвятием, чтобы уберег коней от волков и медведей и даровал табунам здоровье.
14 августа, после первого Спаса, поят лошадей через серебро. В последний раз выкупанных в Спасов день, их приводят на другое утро к колодцу, бросают в него серебряный пятачок, зачерпывают воды, отпускают в бадью другой, «заветный», пятачок и поят коня. Исполнением этого обычая думают умилостивить домового. Напоенные через серебро лошади добреют и не боятся лихого глаза. Монета, опускаемая в бадью, должна скрытно от всех домашних и, тем более, от посторонних храниться в конюшне под теми яслями, из которых ест сено эта лошадь. Таким образом двор ограждается от конского падежа.
На Фрола и Лавра (31 августа) лошадиный праздник: кропят лошадей, украшают их, прикармливают. На лошадях в этот день не работают, не то падеж будет.
Некоторые люди умеют лошадей заговаривать так, что, хотя бы купивший ее жил за триста верст, она прибежит к старому хозяину, пренебрегая всякими опасностями. Веря в это, покупающий должен постараться через знахаря снять с лошади «уход».
Если домовой сядет на лошадь, которую не любит, то приведет ее к утру всю в мыле, лошадь спадет с тела. Она пришлась не ко двору и ее непременно следует сбыть.
Коли домовой по-своему завьет у лошади гриву, нельзя ее трогать, а то он рассердится и испортит лошадь.
На конюшне надо держать козла для отогнания злого дворового.
Двужильную лошадь зарывай во дворе, не то падет за нею еще двенадцать лошадей.
Чтобы иметь коней добрых, в теле, следует держать в конюшне кусок дерева, разбитого громом.
Лошадь от кошки сохнет, от собаки добреет, потому не берут с собой кошку в дорогу.
Чепрак из барсовой кожи вреден для лошади.
Когда лошадь храпит, следует спросить: «Друга чуешь иль недруга?»
На чих лошади говори: «Будь здорова!» — и обругай.
Если ходить по тому месту, где валялась лошадь, будут лишаи на теле.
Ржет конь — к добру.
Топает — к дороге.
Копыта у лошадей потеют — к теплу.
Зимой конь ложится, катается, спит на назьму — к теплу.
Втягивает ноздрями воздух дорожный — дом близко.
Фыркает в пути — к дождю или к доброй встрече., Лошадь трясет головой и вскидывает ее — к ненастью.
Храпит — к вьюге.
Если дорогой распряжется конь, быть беде неминучей, в доме нездорово или жена неверна.
Споткнется конь при выезде со двора — лучше воротиться, чтобы не вышло какого худа.
Конь воина обнюхивает — убитым быть.
Хомут, снятый с потной лошади, является у знахарок лечебным средством: надеть его на лихорадящего — всю хворь как рукой снимет.
Вода из недопитого лошадью ведра тоже может облегчать разные болезни, если умыться ею с наговорным словом.
От лихорадки положить в изголовье больного лошадиный череп.
Конский череп страшен для нечистой силы. Если в деревню нежить повадилась, вокруг околицы или дворов надо натыкать на палки конские черепа.