К нетрадиционным урокам также предъявляются определенные требования. В.Д. Перов полагает, что нетрадиционные уроки должны соответствовать следующим требованиям:
- формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
- изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;
- проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;
- прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
А.С. Кропоткин выделяет следующие требования к нетрадиционному уроку:
- использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;
- реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил;
|
|
- обеспечение всех надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
- связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;
- мотивация и активизация развития всех сфер личности;
- связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся;
- формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
- тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
С.Д. Шелест считает, что основные преимущества нестандартных уроков заключаются в том, что они:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся и целостной научной картины мира;
- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы; интенсификации учебно-воспитательного процесса; снимают перенапряжение и перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Нетрадиционные, необычные уроки часто имеют авторский характер и могут быть с полным правом отнесены к педагогическому искусству. Они имеют свой особый замысел и свою композицию, в которой воплощается индивидуальное творчество учителя и отражается неповторимость его личности.