Нестандартные уроки и их классификации

Обновление задач обучения, а также мощный всплеск педагогического творчества учителей в 80-е годы ХХ столетия вызвали к жизни новые способы построения урока, не вписывающиеся ни в одну из традиционных классификаций. Повышая познавательный интерес учащихся, стимулируя их творческую активность, создавая условия для самореализации школьников в рамках конкретного возрастного периода, новые уроки имели нетрадиционную структуру и, видимо поэтому, стали называться нетрадиционными, нестандартными уроками. На сегодняшний день, урок претерпевает кардинальные изменения по своим структурным и организационным позициям. Несмотря на то, что эти изменения происходят плавно, без резких движений вперед, В.П. Синенко полагает, что «вероятно, настанет время, когда урок в его современном виде отомрет. Но это постепенный, эволюционный процесс перехода, который займет очень много десятилетий. Переход от урока к иной форме – не самоцель, а воплощение меняющегося времени».

В.Д. Перов понимает под нетрадиционным уроком импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нетрадиционные уроки имеют и другие названия: инновационные уроки, альтернативные уроки, интегрированные уроки.

Инновационный урок, как считает В.И. Андреев, – это такой урок, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем изменение в цели, содержание, методы, средства и даже саму форму организации занятий.

Т.П. Лакоценина дает следующее определение инновационному уроку: «Инновационный урок – это урок, в результате которого открывается и создается что-то новое, собственный продукт творчества: открытие превращается в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новаций. Под альтернативным уроком она понимает урок – другой, иной, противоположный.

Следует отметить, что помимо образовательной, воспитательной и развивающей функций нетрадиционного урока, все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.

Самообразовательная функция нетрадиционного урока связана с вооружением учащихся методами изучения основ наук, умением наблюдать объекты природы, ставить опыты, овладевать приемами работы с учебниками, справочной литературой и другими источниками знаний.

Стимулирующая функция нетрадиционного урока способствует формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждает школьников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять и развивать свои знания.

В первые годы применения необычных уроков наблюдались стихийность и бессистемность в их применении. Отсутствовал прогноз положительных изменений – роста качества знаний и умений школьников, сдвигов в развитии учащихся; преобладание репродуктивных технологий обучения; обращение к необычному по форме, а не по существу; перегрузка некоторых уроков учебным материалом, чаще фактологического характера; немотивированное проведение непривычных уроков-одиночек.

К настоящему времени учителями наработано большое количество нетрадиционных уроков, осмыслить и классифицировать которые оказалось достаточно сложно. Трудно было определить, по каким же общим признакам группировать нетрадиционные уроки, если на каждом из них ставятся свои цели и задачи, изучается неодинаковый материал, применяются разнообразные технологии и методики. Этот сложный вопрос не вполне сегодня разрешен ни в мировой, ни в отечественной дидактике, вследствие чего существуют различные подходы к классификации нетрадиционных уроков. В зависимости от признаков (сторон) уроков, которые берутся за основу, выделяются их различные типы. Количество известных в настоящее время классификаций нетрадиционных уроков исчисляется десятками. Так, активно разрабатываются классификации нетрадиционных уроков по отдельным предметам: географии, истории, русскому языку и т.д. Например, Н.В. Короткова предложила свою классификацию нетрадиционных уроков для процесса преподавания истории, в основе которой находятся различные виды учебной деятельности.

На основе игровой деятельности она выделила:

- игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей);

- игры обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности);

- игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъект-объектных отношений).

На основе дискуссионной деятельности:

- семинары (индивидуальная работа);

- структурированные дискуссии (групповая работа);

- проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса).

На основе исследовательской деятельности:

- практические занятия (коллективная деятельность класса);

- проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);

- исследовательские уроки (индивидуальная работа).

Существует мнение, что появление нетрадиционных уроков совпало с возникновением новых детских потребностей – стремления к гласности, проявлению инициативы, к размышлениям, деловому партнерству и т.д., что способствовало созданию нового дидактического фона современного урока. В связи с этим появились:

1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный по инициативе учащихся, урок-общественный смотр знаний, урок-диспут, урок с применением компьютеров.

2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-соревнование, урок-КВН, урок-театрализованное представление и др.

3. Уроки творчества: урок-сочинение, урок-изобретательства, урок-осмотр самодеятельной выставки.

4. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-консультация, урок-зачет.

С.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина предлагают классификацию уроков на основании не совсем обычных и совсем необычных методов и форм их проведения. К не совсем обычным урокам они относят:

- уроки с измененными способами организации: урок-лекции, лекция-парадокс, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча;

- уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества, урок-сочинение, урок-творческий отчет, урок выставка, урок – “удивительное рядом”, урок фантастического проекта; урок-рассказ об ученых: урок бенефис, урок-портрет; урок сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча;

- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, урок-гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, защита туристических проектов;

- уроки с игровой состязательной основой: урок-игра: “Придумай проект”, урок-“домино”, проверочный кроссворд, урок типа: “Следствие ведут знатоки”, урок: “Что? Где? Когда?”, урок эстафета, конкурс, дуэль, урок-соревнование, урок-викторина, урок-тест, урок-ролевая игра и т.д.

- уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита оценки, урок-консультация, урок-семинар, защита читательского формуляра, ученическая конференция и др.

Совсем не обычные уроки, по мнению С.В. Кульневича и Т.П. Лакоцениной, выделяются на основании включенности учащихся в процесс добывания знаний, активизации личностного смысла учебной деятельности школьников, сотворчества, партнерства учителя и ученика (в совместном проектировании цели, содержания и самостоятельной работы учащихся на уроке, совместной реализации разработанных проектов). К совсем необычным урокам они относят:

- уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала: урок-взаимного обучения, уроки, которые ведут ученики, урок-эврика, урок-размышление, урок-обозрение, урок-аннотация, урок открытых мыслей, урок-памяти, урок осмысления жанра эссе, урок-панорама, дидактические игры;

- уроки по аналогии с организованными событиями: аукционы, конференции, урок-защита диссертации, урок-посвящение;

- уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности: урок-исследование, интервью, диспут, дискуссия, структурированная дискуссия, проблемно-проектная дискуссия; мозговой штурм, мозговая атака.

Следующая классификация нетрадиционных уроков выделена С.Д. Шелест. Она основана на принципе систематизации знаний учащихся и на развитии их познавательной деятельности:

- уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

- уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер»;

- уроки публичной формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет;

- перенесенные в рамки урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «Клуб знатоков»;

- нетрадиционные уроки, основанные на трансформации традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

И.С. Ибрагимов [Ибрагимов 2008: 211] предложил свою классификацию нетрадиционных уроков, в основе которой лежит принцип модульности:

- мотивационные уроки (уроки-фестивали, уроки-выставки), предназначенные для создания многосторонней мотивации изучения темы;

- уроки разбора нового материала целостной учебной темы (уроки-лекции, уроки самостоятельного познания);

- уроки фронтальной проработки темы (беседа, рассказ);

- уроки индивидуальной проработки темы (эти уроки обращены к индивидуальному, глубинному осмыслению знаний, которые превращаются в умения и навыки);

- уроки систематизации и обобщения учебной темы (цель – системное, а не механическое повторение целостной учебной темы); здесь преобладают такие уроки, как урок-симпозиум и интегративный урок;

- контрольно-регулировочные уроки (урок-тематический зачет, урок достижений, корректировочный урок, урок-тестирование).

Б.С. Нерн разработал классификацию нетрадиционных уроков на основе модификации:

- уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Поле чудес», «Клуб знатоков», «Следствие ведут знатоки» и др.;

- уроки, трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-зачет, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и др.;

- уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и др.

К выделенным типам модификационных нетрадиционных уроков можно добавить следующие виды уроков из классификации М.К. Рунковой:

- уроки методолого-теоретической направленности, формирующие диалектическое, абстрактное, категориальное, теоретическое мышление;

- уроки экспериментально-исследовательской направленности, формирующие продуктивное, техническое, алгоритмическое мышление;

- уроки нравственно-эстетического содержания, формирующие системное, комплексное, обобщающее мышление;

- уроки интегрирования, выравнивающие теоретическое знание, ускоряющие темп усвоения, поддерживающие и развивающие умственные способности учащихся;

- уроки технико-мониторинговой направленности, формирующие техническое и алгоритмическое мышление у учащихся с неравными умственными способностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: