Июня 1998 г. N 89/34-16

"О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий"

В Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации поступает информация о фактах нарушения прав дошкольных образовательных учреждений при выборе ими программ и педагогических технологий. В отдельных регионах установилась негативная практика жесткого регламентирования образовательной деятельности дошкольных учреждений, принудительного навязывания педагогическим коллективам определенных программ и технологий. Имеют место случаи, когда экспертная оценка деятельности ДОУ проводится формально, без всестороннего учета качественных показателей его работы, на основе статуса программ, по которым строится образовательный процесс.

В связи с этим Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации разъясняет, что основным правовым механизмом оценки деятельности ДОУ является его аттестация - комплексная экспертиза деятельности ДОУ на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта. В настоящее время до введения государственного образовательного стандарта действуют Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.08.96 N 448). Государственные органы управления образованием, в том числе Минобразование России, обеспечивают разработку примерных образовательных программ. Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня, содержится в информационных письмах Минобразования России от 24.03.95 N42/19-15, от 29.01.96 N90/19-15, от 18.07.97 N 112/36-14. Эта информация ориентирует дошкольные учреждения на новые развивающие программы, помогает педагогам выбрать программу (программы) из спектра вариативных, указывает на соответствие этих программ требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании", а также ст. 19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677) дошкольное образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательной программы из комплекса вариативных программ, так и во внесении изменений и разработке собственных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Рекомендация к использованию программы (гриф) не является единственной гарантией получения высокой оценки деятельности ДОУ в ходепроведения его аттестации. Оценка образовательной деятельности комплексно учитывает не только качество программ, на основе которой ДОУ строит свою работу, но и уровень ее реализации. Опыт показывает, что целый ряд программ, не имеющих грифа, при условии их правильной реализации могут обеспечивать выполнение Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.

Минобразование России обращает особое внимание руководителей органов управления образованием на необходимость всемерной поддержки дошкольных образовательных учреждений в их праве самостоятельно выбирать образовательные программы и технологии для использования в практической деятельности.

Первый заместитель В.Д. Шадриков

Министра

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПИСЬМО

от 9 августа 2000 года №237/23-16

О ПОСТРОЕНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРОГРАММАХ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В настоящее время в ряде дошкольных образовательных учреждений возникает негативная тенденция дублирования целей, задач, форм и методов начальной школы. Содержание дошкольного образования выстраивается в

«школьной логике»...............логике будущих учебных предметов, практикуется

раннее обучение детей письму, чтению, усложненной: для дошкольников математике и т.п. Создается неправомерная диспропорция в ведущих содержательных линиях образования, состоящая в преобладании познавательного развития над художественно-эстетическим, физическим и социально-личностным:. Игра и другие специфичные для этого возраста виды: деятельности вытесняются: занятиями, которые становятся преобладающей формой обучения и воспитания. При этом" игнорируются объективные воз­растные закономерности развития ребенка, характерные для: дошкольного возраста, а значит, и интересы самого ребенка.

Данные медицины также свидетельствуют о том., что.подобное раннее обучение приводит к переутомлению и перегрузкам маленьких детей, отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

Подобные явления в значительной степени провоцируются требованиям:*! родителей, которые считают, что раннее обучение ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание со стороны сверстников. Именно поэтому родители стремятся к тому, чтобы: их ребенок в любом образовательном учреждении, будь то начальная школа или детский сад, наращивал знания, умения, навыки на протяжении всего периода детства, -чем раньше он начнет школьное обучение, тем лучше. При этом недооцениваются такие негативные последствия, как потеря у детей интереса, к учебе.

Ситуация усугубляется неоправданной практикой приема детей в общеобразовательные учреждения (особенно в лицеи и гимназии) на основе особых требований к учебным знаниям, предъявляемым к ребенку при поступлении в первый класс. В этих случаях образовательное учреждение, «прикрываясь» интересами ребенка, фактически выбирает удобных ему детей. Тем: самым ущемляется: конституционное право ребенка на образе-ванне, и одновременно нарушаются законные права родителей выбирать школу для своих детей.

Министерство образования России неоднократно обращало внимание на необходимость строить программно-методическое обеспечение дошкольного образования: на основе специфики возрастных особенностей.ребенка, о чем свидетельствует ряд документов:

инструктивно-методические письма Министерства образования РФ: ~ от 25.03.94 № 35-М «Об организации, взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования»;

- от 24.04.95 №> 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации»;

- от 24,03.95 № 42/19-15 «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования..............в контексте педагогики/развития»:

- от 07.04.99 № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развитая ребенка в системе дошкольного образования»;

- от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»:

- приказ Минобразования России от 22.08.96 М> 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» и другие документы.

В настоящее время Министерство образования Российской Федерации приступило к пересмотру содержания непрерывного образования (дошкольное звено и начальное) в связи с подготовкой перехода школы на 12-летнее образование. С этой: целью проведен анализ действующих программ' дошкольного и начального образования. По результатам мониторинга, с одной стороны, в дошкольных образовательных учреждениях выявлены факты дублирования части учебных материалов и программ начального обучения. С другой стороны, отмечается, что образование, которое получает ребенок в детском, саду, остается не востребованным начальной школой в полной мере. В первую очередь это касается: художественно-эстетического развития и физического воспитания, которое в детском саду сочетается с комплексом оздоровительных мер и закаливающих процедур.

Минобраэованием России проведены координационные совещания с представителями ряда издательств и авторскими коллективами действующих программ дошкольного и начального образования. На совещаниях были приняты совместные решения о пересмотре определенных разделов некоторых программ' воспитания, и обучения, а также о подготовке их новых изданий. Издательства выразили готовность скорректировать сроки своих планов подготовки и издания данных программ с целью их доработки. Авторы, в свою очередь, взяли на себя обязательства внести в эти программы соответствующие изменения. Сущность вносимых изменений обусловленанеооходимостью установления преемственности содержания дошкольного и

школьного образования и устранения неоправданного дублирования учебного материала начального общего образования в программах для дошкольных образовательных учреждений,

Минобразованиям России также организована работа по созданию новых программ непрерывного дошкольного-начального образования в соответствии с подготовленным проектом Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), который будет опубликован в журналах «Дошкольное воспитание» и «Начальная школа».

Минобразование особо отмечает, что утверждение указанной Концепции, над которой работали и пришли к согласованному мнению авторы как дошкольного, так и начального образования, откроет новые возможности для совершенствования программно-методического обеспечения этих ступеней образования: на основе объективных закономерностей развития ребенка.

Первый заместитель министра. А. Киселев

Письмо Минобразования РФ от 23 сентября 2002 г. N 03-51-142ин/23-03 "О новых актуальных программах по дошкольному образованию"

Министерство образования Российской Федерации информирует о новых наиболее актуальных программах по дошкольному образованию, получивших гриф Минобразования России в 2001 году. Отдельные программы (по художественному труду, математическому развитию детей) представляют собой пропедевтические блоки непрерывных курсов образования, которые содействуют эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Содержание этих программ обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям.

Министерство образования Российской Федерации просит довести содержание настоящего письма до всех педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, методических служб, специалистов органов управления образованием, системы повышения квалификации, а также экспертных комиссий по аттестации детских садов.

Первый заместитель В.А.Болотов

министра

^

системе

.2000..."

/дожественньш_тщ7 л^в^зет1ик^^

Программа "Истоки"

(М.: Карапуз, 2001)

Авторский коллектив: научные

сотрудники центра "Дошкольное

детство" им.А.В.Запорожца

под руководством доктора педагогических

наук Л.А.Парамоновой

В данной программе целостно определены содержание и характерсовременного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Являясь образовательной программой нового поколения, "Истоки" отражает непреходящее значение дошкольного детства как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека.

Основная цель программы - формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

В соответствии с этим подходом в программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство: младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. Периодизация не предусматривает обязательного объединения детей в разновозрастные группы. С учетом специфических условий работы можно комплектовать группы дошкольного образовательного учреждения детьми как одного, так и разных календарных возрастов в рамках единого психологического возраста.

Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

Раздел "Социальное развитие" содержит перечень последовательно усложняющихся задач и условий работы по формированию у ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также предусматривается формирование у ребенка отношения к себе. На всех возрастных этапах рассматриваются разнообразные виды детской деятельности как важные условия возникновения социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностныхотношений.

В разделе "Познавательное развитие" выделены задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению ориентировок ребенка в окружающем мире, развитию умственных способностей, способов и средств познавательной деятельности и др.

Содержание раздела "Эстетическое развитие" рассматривается в единстве формирования у ребенка эстетического отношения к миру и его художественного развития средствами народного, классического и современного искусства. В основе этого развития лежит формирование художественных способностей через детское творчество, интеграцию различных видов детской художественной деятельности.

В разделе "Физическое развитие" определены задачи, содержание и условия педагогической работы, решение которых содействует укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки, совершенствованию функциональных возможностей детского организма, жизненно важных двигательных навыков, физических качеств.

В программе выделены новые, самостоятельные разделы: "Здоровье", "Речь и речевое развитие", "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок", "Культура быта" и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают.

Так, в разделе "Здоровье" отражены современные представления о здоровье ребенка-дошкольника, содержатся примерные режимы дня в детском саду и рекомендации по его организации.

В разделе "Речь и речевое развитие" в качестве основного средства развития общения рассматривается диалог, подчеркивается особая роль словотворчества и игр ребенка со звуками и рифмами.

Цель раздела "Мир, в котором мы живем" - формирование у ребенка чувства принадлежности к определенной культуре, культурам других народов, сопричастности событиям, происходящим в стране, городе, поселке.

Задачи приобщения детей к трудовой деятельности представлены в таких разделах программы, как "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок", "Культура быта" и др.

В программе "Истоки" выделено базовое и вариативное содержание образования.

В базовую часть наряду с задачами по каждому направлению развития ребенка включены:

- характеристика возрастных возможностей детей;

- общие показатели развития;

- базисные характеристики личности;

- рекомендации по организации жизни детей в дошкольном учреждении, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству детского сада с семьей, работе психологов в ДОУ.

Вариативные подходы к реализации Программы раскрыты в разделе "Содержание и условия педагогической работы". Они предусматриваютвозможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условий работы детского сада.

В приложении к программе даны факультативные разделы: "Обучение второму языку", "Компьютер в дошкольном учреждении", "Живой мир природы в городе и ребенок", которые предназначены для ДОУ, работающих в этих направлениях. Кроме этого, в приложении к программе содержатся образцы планирования образовательной работы, предлагаются основные показатели развития выпускника детского сада.

Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей раннего возраста (авт. Л.Н.Павлова), развитию речи и речевого общения (авт. А.Г.Арушанова), обучению русскому языку нерусскоязычных детей (Е.Ю.Протасова, Н.М.Родина), творческому конструированию (авт. Л.А.Парамонова), физическому (М.А.Рунова), эстетическому развитию (К.В.Тарасова, В.А.Петрова, Л.В.Пантелеева), экологическому (Н.А.Рыжова), взаимодействию с семьей (Е.П.Арнаутова) и др.

Список опубликованных и готовящихся к изданию пособий приведен в конце программы. Вместе с тем педагоги по своему усмотрению, с учетом собственного профессионального опыта и возможностей, ориентируясь на цели и заданные в программе параметры развития ребенка, могут в процессе ее реализации творчески использовать другие учебно-методические пособия.

Программа "Гармония развития"

(СПб.: ЛГОУ, 2002) (Первоначальное название - "Гармония", СПб.: ЛГОУ, 1996)

Автор:Д.И. Воробьева, Кандидат педагогических наук

Основная идея программы* - всестороннее, гармоническое развитие ребенка 2-7 лет; сохранение и укрепление физического и психического здоровья; равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности ребенка дошкольного возраста; создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.

Построена на традиционной отечественной культуре и достижениях методической системы российского дошкольного образования; на принципе интеграции различных по содержанию видов творческой деятельности детей (игровой, познавательной, речевой, конструирования, природоведческой, математической и др.). При этом в качестве основной деятельности выступает изобразительная и разные виды искусства, что позволяет принципиально по-новому организовать художественно-творческую деятельность самого ребенка и весь педагогический процесс в целом.

Программа определяет ряд педагогических условий, которые помогаютребенку самостоятельно и с помощью взрослого освоить определенные материальные и духовные ценности, познать окружающий мир и себя в нем; развивает умение строить взаимоотношения с живым и неживым миром.

Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть) и реализация этого опыта в условиях самостоятельной творческой деятельности ребенка (сделать, создать). Передача социального опыта (знаний, умений и навыков) осуществляется на занятиях и в свободной деятельности. Обучение на занятиях проводится с небольшими по количественному составу подгруппами детей (5-8 человек) с определением обязательного минимума программного материала, который может усвоить каждый ребенок с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей.

Ориентированная прежде всего на творчество ребенка, программа "Гармония развития" в то же время обращена к педагогу и не только дает ему широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника, но и перестраивает мышление педагога, позволяет ему реализовать идею субъектной позиции ребенка в познавательно-творческой деятельности. Педагогу предоставлена возможность активно включаться в педагогический поиск, осваивать новые способы действий, решать нестандартные педагогические ситуации, творчески варьируя и прогнозируя результат. Педагог имеет право самостоятельно конструировать на предложенной основе иное вариативное содержание и развивающую среду, максимально приспосабливая их к конкретным условиям детского сада, группы и задачам воспитания и развития ребенка. Программа выводит педагога на путь самообразования, открывает возможности решения организационно-методических проблем, повышающих качество его профессиональной деятельности.

В помощь педагогам, работающим по программе, издаются пособия:

Воробьева Д.И. Методические рекомендации к программе "Гармония развития". СПб.: ЛГОУ, 2002.

Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка (методическое руководство для воспитателей и родителей). СПб., 2001.

Космовская М. В. Музыка. Курск: КГПУ, 2001.

Буренина А.М. Ритмическая мозаика. СПб.: ЛОИРО, 2000.

Белошистая А.В. Занятия по формированию элементарных математических представлений и конструированию с детьми. В 3 частях. М.: ГИЦ "Владос", 2002 -2003.

Жукова О.Г. Творческое конструирование. СПб.: Детство-Пресс, 2002. "Гармония развития" является программой открытого типа, а это значит, что наряду с предлагаемым перечнем литературы не исключается возможность использования воспитателем других методических пособий: и дидактических материалов. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду

(М.: Творческий центр "Сфера", 2002)

Автор: О.С.Ушакова, доктор педагогических наук

Программа является результатом многолетних научных исследований, проведенных лабораторией развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Она раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.

Концепция программы базируется на научном положении Ф.А.Сохина о необходимости элементарного осознания ребенком явлений родного языка и речи, лингвистического развития в дошкольном детстве. Поэтому важной отличительной особенностью программы является ее нацеленность на работу по осмыслению ребенком основных закономерностей языка.

В соответствии с базовыми положениями программы речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре развития различных линий психического развития -мышления, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку и развитие речи даются в программе не только в сфере овладения языковыми навыками -фонетическими, грамматическими, лексическими, но и, что весьма важно, в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми.

Необходимым компонентом программы является речевое воспитание, которое предполагает формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями.

Система обучения дошкольников по программе включает три основных направления:

- освоение разных структурных уровней системы языка: фонетики, лексики и грамматики;

- освоение навыков овладения языком в его коммуникативной функции (развитие связной речи, речевого общения);

- развитие способностей к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

Реализация этих направлений предполагает организацию образовательного процесса в форме сотрудничества и творческого общения воспитателя с детьми. Наряду с этими общими принципами программа проникнута идеейпреемственности и интегрирования различных речевых задач. Преемственность реализуется в ней на основе концентрического расположения учебного материала от одной возрастной группы детского сада к другой. Решение главных речевых задач (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется путем увеличения объемов программного материала внутри каждой задачи, а также углубления и расширения умений детей в области использования родного языка. Варьируется и сочетаемость упражнений, их смысл и связь. Вместе с тем на каждом этапе обучения (от группы к группе) сохраняется единое программное ядро. Так, в развитии связной речи - это связывание предложений в высказывания; в словарной работе - формирование смысловой стороны слова, в грамматике - формирование языковых обобщений и т.д. Поэтому особое значение в организации обучения приобретает правильное определение педагогом ведущих содержательных линий каждой речевой задачи на каждом возрастном этапе образования ребенка.

Программа предполагает, что работа с детьми должна осуществляться в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по подготовке к обучению грамоте, а также на всех остальных занятиях, в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни (в детском саду и в семье). Однако, по мнению автора, только специально организованное обучение на занятиях по родному языку может дать устойчивый развивающий эффект.

Большинство занятий построено по тематическому принципу - времена года, мир природы, животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми и др. Система обучения предусматривает, что детям сначала предоставляется возможность расширить свои представления об окружающей жизни, природе, ознакомиться с лучшими образцами художественной литературы, а затем на специальных занятиях по развитию речи они закрепляют полученные знания и учатся выражать свои мысли, выполняя отдельные лексические и грамматические упражнения и составляя связные монологические высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение). Такая последовательность делает процесс обучения интересным и естественным для ребенка.

Овладение родным языком и развитие языковых способностей рассматривается в программе как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который помогает решать задачи эстетического и нравственного воспитания.

Эстетическое воспитание осуществляется на речевых занятиях в процессе ознакомления детей с фольклором и произведениями литературной классики, которые оказывают существенное влияние на воспитание любви к языку, его богатству и красоте, воспитывают бережное отношение к культурным ценностям родного языка.

Исходя из общих целей программа, как уже указывалось, способствуетрешению целого комплекса задач нравственного воспитания ребенка. Ознакомление с рекомендованными произведениями художественной литературы, пересказ, составление коллективных рассказов воспитывают уважительное отношение к взрослым и сверстникам, умение договариваться между собой, уступать товарищу, не перебивая выслушивать его и др.

Воспитательное воздействие оказывают не только содержание бесед, проводимых в ходе занятий, и литературные произведения, которые учат честности, доброте, благородным поступкам, но и рекомендованные автором к использованию другие дидактические средства (иллюстрации, игры, игрушки и т.п.).

Программа содержит показатели итогового уровня развития речи, которого могут достигнуть дети в результате обучения по данной системе. Она предъявляет также достаточно высокие требования и к воспитателю, который должен творчески подходить к своей работе и обладать широким кругозором и высоким уровнем педагогической культуры.

Реализация программы предполагает использование целого ряда учебных и методических пособий:

Ушакова О.С., Струнина Е.М., Максаков А.И. и др. Занятия по развитию речи. М.: Совершенство, 2001.

Ушакова О.С. и др. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. М.: ИПТ, 2001.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. М.: ТЦ "Сфера", 2002.

Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). М.: ТЦ "Сфера", 2001, 2002.

Ушакова О.С. Рассказы про зверят. Набор сюжетных картин по развитию связной речи. М.: Карапуз, 2001.

Готовится к выпуску пособие О.С. Ушаковой и Е.М. Струнимой "Методика развития речи детей дошкольного возраста" (М.: Владос, 2002).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: