Программа. математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа 2000"

математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа 2000..."

(М.:Баласс, 2002)

Автор: Л.Г.Петерсон, доктор педагогических наук

Программа математического развития детей дошкольного возраста, разработанная в рамках педагогической системы "Школа 2000..." (под рук. проф. Г.В.Дорофеева), представляет собой первую ступень непрерывного курсаматематики 0-9, обеспечивающую содержательную преемственность в обучении на всех его этапах (дошкольное, начальное общее, среднее (полное) общее образование).

На дошкольной ступени образования программа "Школа 2000..." определяет содержание работы детского сада по формированию у детей первоначальных математических представлений в каждой возрастной группе, начиная со второй младшей. Главная цель - создание интересной и содержательной с позиций общих представлений об окружающем мире системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств личности.

Концептуально программа опирается на многолетние исследования ученых и опыт педагогов-практиков, свидетельствующие о том, что наибольшие трудности в школе испытывает тот ребенок, который не готов к новой социальной роли ученика и не достиг соответствующего уровня развития психических процессов, у которого не сформированы такие личностные качества, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, стремление узнавать новое и др. Поэтому основными задачами программы на дошкольной ступени образования являются:

- целенаправленное формирование интересов и мотивации учения;

- развитие сенсорных и интеллектуальных процессов, приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);

- развитие вариативного мышления, творческих способностей, инициативы, фантазии;

- развитие речи, умение аргументировать свои высказывания;

- формирование умения целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;

- формирование потребности и способности планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.

Эти задачи решаются поэтапно в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: дети сравнивают отдельные предметы и группы предметов, знакомятся со способами установления порядка между предметами в группе и соответствия между предметами в различных группах, моделируют процесс соединения частей в целое и выделение части целого, сравнивают величины с помощью условных мерок и др. Решение этих задач связывается с формированием у детей представлений об образовании чисел первого десятка на наглядно-практической основе.

Особенность программы - в более глубоком изучении предметов и явлений окружающего мира: она готовит детей к восприятию и элементарному пониманию диалектического единства мира в его количественных и качественных взаимосвязях.

Программа строится на основе дидактических принципов, среди которых ведущими являются: - принцип психологической комфортности (создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально комфортные условия образовательного процесса);

- принцип деятельности (каждое новое знание вводится не в готовом виде, а через процесс самостоятельного "открытия" ребенком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений);

- принцип целостного представления об окружающем мире (каждое новое представление формируется во взаимосвязи с другими предметамии явлениями окружающего мира);

- принцип творчества (ориентирует педагога на приобретение каждым ребенком опыта творческой деятельности);

- принцип вариативности (предоставляет ребенку право собственного выбора действия);

- принцип непрерывности (обеспечивает преемственные связи на уровне содержания, методологии и методики обучения математике на всех ступенях образования. При этом дошкольная пропедевтика является базой для каждого следующего этапа обучения как в детском саду, так и полноценного включения детей в учебную деятельность в первом классе).

Успех дошкольного обучения зависит от эмоционального благополучия ребенка, отсутствия у него страха перед возможной неудачей. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми этого возраста является создание атмосферы доброжелательности и личностно ориентированного подхода к каждому ребенку.

Программа имеет концентрическую структуру, содержит вариант примерного распределения учебного материала во времени.

Методические рекомендации учитывают специфику дошкольной дидактики и максимально насыщены системой игровых приемов и упражнений. Занятия по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, делают открытия. В процессе занятий дети свободно перемещаются по групповой комнате, работают с картинками, игрушками, мячами, кубиками "Лего"... Система занятий является естественным продолжением игровой деятельности детей, благодаря чему решение поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения.

Исследование математических проблем может проводиться не только на специальных занятиях по математике, но и на занятиях интегрированного типа. Так, пространственно-временные отношения и сравнение величин можно связать с материалом по изучению окружающего мира. На занятиях по декоративному рисованию можно ввести понятие ритма в узоре, поиск закономерности и ее нарушения, продолжение узора и составление его из геометрических фигур и т.п. Практически все знания, умения и навыки, полученные на занятиях, можно закреплять во время прогулок в естественной, непринужденной форме, работая с детьми индивидуально. - принцип психологической комфортности (создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально комфортные условия образовательного процесса);

- принцип деятельности (каждое новое знание вводится не в готовом виде, а через процесс самостоятельного "открытия" ребенком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений);

- принцип целостного представления об окружающем мире (каждое новое представление формируется во взаимосвязи с другими предметамии явлениями окружающего мира);

- принцип творчества (ориентирует педагога на приобретение каждым ребенком опыта творческой деятельности);

- принцип вариативности (предоставляет ребенку право собственного выбора действия);

- принцип непрерывности (обеспечивает преемственные связи на уровне содержания, методологии и методики обучения математике на всех ступенях образования. При этом дошкольная пропедевтика является базой для каждого следующего этапа обучения как в детском саду, так и полноценного включения детей в учебную деятельность в первом классе).

Успех дошкольного обучения зависит от эмоционального благополучия ребенка, отсутствия у него страха перед возможной неудачей. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми этого возраста является создание атмосферы доброжелательности и личностно ориентированного подхода к каждому ребенку.

Программа имеет концентрическую структуру, содержит вариант примерного распределения учебного материала во времени.

Методические рекомендации учитывают специфику дошкольной дидактики и максимально насыщены системой игровых приемов и упражнений. Занятия по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, делают открытия. В процессе занятий дети свободно перемещаются по групповой комнате, работают с картинками, игрушками, мячами, кубиками "Лего"... Система занятий является естественным продолжением игровой деятельности детей, благодаря чему решение поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения.

Исследование математических проблем может проводиться не только на специальных занятиях по математике, но и на занятиях интегрированного типа. Так, пространственно-временные отношения и сравнение величин можно связать с материалом по изучению окружающего мира. На занятиях по декоративному рисованию можно ввести понятие ритма в узоре, поиск закономерности и ее нарушения, продолжение узора и составление его из геометрических фигур и т.п. Практически все знания, умения и навыки, полученные на занятиях, можно закреплять во время прогулок в естественной, непринужденной форме, работая с детьми индивидуально. Программа обеспечена пособиями:

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников 3-4 лет. Методические рекомендации. М.: Баласс, 2001.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Учебное пособие "Игралочка". 4.1 - 2. М.:

Баласс, 2001.

Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька... 4.1 - 2. Учебное пособие по математике для дошкольников 5-6 лет. М.: Баласс, 2001.

Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька... Методические рекомендации. М.: Баласс, 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: