double arrow
V. Нормы письменного кодифицированного языка

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написания слов.

Весе...яя капель, голуби...ое гнездо, воробьи...ые стаи, гуси...ое перо, дерзнове...ый порыв, дивизио…ый командир, единстве...ое желание, змеи...ая кожа, комиссио...ый магазин, лошади...ая морда, обеде...ый час, соловьи...ые трели, стекля...ые двери, телефо...ый разговор, торжестве...ое событие, традицио...ая встреча, утре...ий туман, оппозицио.. .ое решение, лу…ая дорожка, витами…ый крем.

Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написания слов.

Жаре… ый гусь, поджаре...ая колбаса, жаре...ые в масле пирожки, пуга...ая ворона, перепуга...ые (испуга...ые) люди, кале...ые орехи, раскале...ая печь, кале...ые в печке орехи, рва...ый рукав, вырва...ый (разорва...ый) рукав, пута...ые мысли, запута...ые ответы, плете...ая корзина, плете...ый из хвороста шалаш, оплете...ый плющом забор, толче...ый графит, истолче...ый в порошок сахар, ноше...ые вещи, долго ноше...ые вещи, поноше...ые вещи.

Упражнение 3. Расставьте знаки препинания, сформулируйте правила постановки знаков препинания при обособленных определениях.

1. Вспыхнувшую на востоке зарю тотчас заволокло туманом. 2. В полутьме северной ночи напоминавшей нам утренний рассвет поселок казался особенно угрюмым. 3. Взволнованный переживаниями дня, я долго не спал. 4. Пашка пропустил меня вперед и идет обиженный сзади. 5. На опустевшей платформе тонко блестели длинные полосы дождевой воды голубой от дыма. 6. С косогора была далеко видна молчаливо утонувшая в сумраке окрестность. 7. Звон колокола чистый нежный доносится до нас. 8. Из-за хребта грузно поднимались тучи взбудораженные ветром. 9. Сокрытое неприступными берегами горное озеро на первый взгляд казалось изумрудным. 10. Лес стоит над потускневшими снегами весь обновленный в хвойном бархате.




Речевая разминка.

Баран - буян залез в бурьян.

Огурцы - молодцы зеленобелогубы.

Столы белодубовые гладкотёсовыструганные.

Был баран белокрыл,

Всех баранов перебелокрылил.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.

Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.

Бобры храбры идут в боры,

Бобры для бобрят добры.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Вместо рубахи не носите брюк вы,

Вместо арбуза не просите брюквы,

Цифру всегда отличите от буквы,

И различите ли ясень и бук вы?

Литература для подготовки к занятию.

1. Введенская, Л. А., Павлова, Л. Г., Кашаева, Е. . Русский язык и культура речи – Ростов-на-Дону, 2007. – С. 71-89.

2. Валгина Н.С. Языковая норма // Активные процессы в современном русском языке. – М., 2003 (статья в задании).

Справочники:

1. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2010. – С. 200-203.

2. Розенталь, Д. Э., Теленкова, М. А. Словарь трудностей русского языка. – М., 2012.






Сейчас читают про: