Доходный подход оценки бизнеса

Доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки и их сопоставлении с текущими затратами с учетом факторов времени и риска.

Каждый из трех названных подходов оценки предприятия (бизнеса) предполагает использование специфических методов оценивания.

Доходный подход предусматривает использование метода капитализации и метода дисконтированных денежных потоков.

Сравнительный подход включает в себя метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.

Затратный подход использует метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.

Кратко рассмотрев основные методы трех названных подходов, можно провести сравнительный анализ подходов к оценке стоимости предприятия.

Преимущества затратного подхода оценки бизнеса

Учитывает влияние производ­ственно-хозяйственных фак­торов на изменение стоимо­сти активов.

Дает оценку уровня развития технологии с учетом степени износа активов.

Расчеты опираются на финан­совые и учетные документы, то есть результаты оценки более обоснованы.

Недостатки затратного подхода оценки бизнеса

Отражает прошлую стоимость.

Не учитывает рыночную ситуацию на дату оценки.

Не учитывает перспективы развития предприятия.

Не учитывает, риски.

Статичен.

Отсутствуют связи с настоя­щими и будущими результа­тами деятельности пред­приятия.

Преимущества сравнительного подхода оценки бизнеса

Базируется на реальных рыночных данных.

Отражает существующую практику продаж и покупок.

Учитывает влияние отрасле­вых (региональных) факторов надену акций предприятия.

Недостатки сравнительного подхода оценки бизнеса

Недостаточно четко характе­ризует особенности органи­зационной, технической, финансовой подготовки предприятия.

В расчет принимается только ретроспективная информация.

Требует внесения множества поправок в анализируемую информацию.

Не принимает во внимание будущие ожидания инвесторов.

Преимущества доходного подхода оценки бизнеса

Учитывает будущие измене­ния доходов, расходов.

Учитывает уровень риска (через ставку дисконта).

Учитывает интересы инвестора.

Недостатки доходного подхода оценки бизнеса

Сложность прогнозирования будущих результатов и затрат.

Возможно несколько норм доходности, что затрудняет принятие решения.

Не учитывает конъюнктуру рынка.

Из анализа достоинств и недостатков вышеназванных подходов и методов можно сделать вывод о том, что ни один из них не может быть использован в качестве базового. В практике операций с оценкой предприятий встречаются самые разные ситуации. Каждому классу ситуаций соответствуют свои, адекватные подходы и методы. Для этого необходимо предварительно классифицировать ситуации оценки с использованием группировки объектов, типа сделки, момента, на который производиться оценка, и т.д. Если на рынке обращаются десятки или сотни однородных объектов, целесообразно применение сравнительного подхода. Для оценки сложных и уникальных объектов предпочтительнее затратный подход.

На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. Данные подходы могут давать различные показатели стоимости. Поскольку существует возможность применять к оценке предприятия в конкретной инвестиционной ситуации различные методы оценки, можно произвести «взвешивание» оценок, рассчитанных по разным методикам. Весовые коэффициенты значимости оценок по разным методам оценки понимаются как коэффициенты доверия к соответствующему методу.

Окончательная оценка стоимости предприятия (бизнеса) может быть определена по формуле:

V = ∑ Vi * Zi, где:

Vi – оценка стоимости предприятия (бизнеса) i-м методом;

i =1, …, n – множество применимых в данном случае методов оценки;

Zi – весовой коэффициент метода номер i.

Очевидно, что при этом разумное выставление коэффициентов Zi является одним из главных свидетельств достаточной квалифицированности и непредвзятости оценщика бизнеса.

Таким образом, в рамках данной статьи были приведены краткие характеристики трех основных подходов к оценке стоимости предприятий, обозначены базовые моменты к процессу выбора подходов для проведения будущих оценок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: