Функции политических партий

Вопрос о функциях партий носит в большей сте­пени конкретно-исторический характер. В том смыс­ле, что объем функций, их многообразие, специали­зация зависят от особенностей конкретных полити­ческих систем, режимов, состояния гражданского общества и в целом уровня социально-политическо­го развития той или иной страны.

Немаловажно вли­яние конкретной политической ситуации в данный период времени. Так, в США функции двух основ­ных партий - демократической и республикан­ской - ограничены в основном деятельностью, свя­занной с выборными кампаниями, с борьбой за голо­са избирателей в поддержку выдвигаемых ими кан­дидатов на различные должности в системе власти [1, с. 89]. В 30-х гг. XIX в. А. Токвиль, исследовавший демок­ратию в Америке, писал: «Партии - это зло, свой­ственное демократическому правлению...» [1, с. 90]. Едва ли согласятся нынешние американские политики с та­кой оценкой классиком своих партий. В западноев­ропейских странах политические партии также вы­полняют ограниченные функции. В Конституции Франции определено: «Партии и политические груп­пировки способствуют выражению избирательного права. Они формируются и осуществляют свою дея­тельность свободно. Они должны уважать принципы национального суверенитета и демократии». Основ­ной закон ФРГ трактует функции партий более ши­роко: «Партии способствуют формированию и выра­жению политической воли»12. В развивающихся стра­нах деятельность партий затрагивает все стороны по­литической жизни, а также вопросы, относящиеся к другим сферам. Всеобъемлюща роль правящих ком­мунистических партий в социалистических странах [7, c. 166].

В многообразии функций современных политичес­ких партий можно выделить некоторые общие фун­кции, вытекающие из сущности данного социально­го института. Основная из них - выявление, выражение в обобщенной форме и защита интересов раз­личных социальных групп в политической системе. В западной литературе эта функция известна как артикуляция и агрегация интересов. Другая, не ме­нее значимая, общая функция партий - разработка идеологий и политических установок (доктрин), от­ражающих социальные интересы общественных групп, формулирование правил политической игры. В совокупности общих функций и такие, как орга­низация структур коммуникативных каналов инфор­мации и формирование правящей элиты, что имеет в настоящее время центральное значение. Партии в той или иной мере практически участвуют в полити­ческом процессе, способствуя адаптации политичес­кой системы, ее совершенствованию или же, напро­тив, стимулируют ее разложение, формируя в соот­ветствующем направлении общественное мнение. Наконец, действуя в пространстве гражданского об­щества, партии постоянно активизируют его в на­правлении осуществления демократического контро­ля за институтами государственной власти, содей­ствуют развитию социальной и политической мобиль­ности [7, с. 134].

Конкретное содержание тех или иных функций, их приоритетность не остаются постоянными, а из­меняются с изменением социальной и политической обстановки в обществе. Так, во второй программе социал-демократической рабочей партии Швеции, принятой в 1920 г. содержался призыв к уничтоже­нию государственной буржуазной машины. Такая установка ориентирована на оппозиционную деятель­ность. Все последующие программы СДРГПП обосно­вывали курс на «общество благосостояния». Призыв к уничтожению существующего государства был снят и заменен идеей его реформирования в направлении осуществления демократического социализма [4, c. 90]. Про­ект программы 1990 г. формулирует основные цели в плане развития шведской модели: децентрализа­ция, проблема окружающей среды, принятие идей рыночной экономики и противодействие ее негатив­ным последствиям.

Наиболее ярко партии реализуют свои функции в предвыбор­ной и избирательной кампаниях. Выдвигая кандидатов в законо­дательные органы государства, партии предпринимают активные действия, направленные не только на поддержку своих предста­вителей, но и на распространение определенных идей, внедре­ние их в массовое сознание граждан. И если, к примеру, неболь­шие партии не могут выставить конкурентоспособных кандида­тов на общегосударственном (региональном) уровне, то они все же используют выборные кампании в идеологических целях, пы­таясь создать в глазах населения позитивный имидж своим целям и ценностям [14, с. 165].

Партии, одержавшие победу на выборах или сумевшие про­вести в законодательные органы своих представителей, получают возможность участвовать в формировании правящей элиты, под­боре и расстановке управленческих кадров, а через них - легитимное право на участие в процессе принятия политических решений и возможность контроля за их исполнением. Послевыборная фаза деятельности партий обычно сопровождается заклю­чением различных межпартийных соглашений, образованием пар­тийных коалиций, союзов и блоков победивших партий. Одно­временно это дает возможность и населению объединиться в со­ответствующую коалицию большинства, чтобы поддерживать пра­вительство.

Но выборы - только самая активная фаза деятельности пар­тий. И после выборов они стремятся увеличить электоральную поддержку правящему или оппозиционному курсам, организуя различные кампании в средствах массовой информации, акции поддержки (недоверия) правящему режиму, другие мероприятия, призванные убедить население в правильности (неверности) сде­ланного выбора. Они активно борются за расширение своего чис­ленного состава, укрепление материального положения централь­ных и низовых организаций, распространение своих программ­ных целей, налаживание связей с отечественными и зарубежны­ми партиями дружественного толка [14, c. 168].

Эффективность решения этих задач в немалой степени зави­сит от того, придерживаются партиипрагматического или идеоло­гического стиля деятельности. Первый, в частности, предполага­ет постоянную нацеленность партий на поиск любых возможнос­тей для достижения конкретных целей. Здесь идеологические ог­раничения не играют существенной роли, и ими легко жертвуют при достижении различного рода соглашений, образовании коа­лиций и т.д. В конечном счете такой прагматизм всегда предпо­лагает использование по преимуществу консенсусных техноло­гий борьбы за власть, что повышает политическую стабильность общественного развития [1, c. 99].

Идеологизированный же стиль партийной деятельности, осно­вываясь на постоянной защите идеалов и принципов, неизбежно приводит к нарастанию конфликтности политического процесса. Если идеологии сформированы на антагонистических ценност­ных основах, то межпартийная полемика ведет к поляризации и резкой конфронтационности сил, участвующих в отношениях власти.

Как показывает опыт, приверженность партий, получивших статус правящих, идеологическому стилю грозит серьезными из­менениями в характере отправления и системе организации по­литической власти. В частности, как это было, по сути, во всех тоталитарных режимах, постепенное превращение идеологии гос­подствующей партии в монопольную систему идейной ориента­ции всего общества предопределило срастание этого института с государством. Тем самым такого рода партии вышли за рамки своего функционального назначения в политическом процессе, утратив общественно-политическую природу и превратившись во всевластного монстра, способного лишь на насилие и админи­стративный диктат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: