Заключение. Достигшая в пору Высокого Возрождения вершин своего развития, ренессансная культура не избежала кризисных явлений

Достигшая в пору Высокого Возрождения вершин своего развития, ренессансная культура не избежала кризисных явлений. Они очевидны в зарождающейся драматической напряженности художественных образов, позже дошедшей до трагизма, в горьком стремлении показать бесплодность даже героических усилий человека в борьбе с роковыми силами, противостоящими ему. Признаки наметившихся кризисных явлений складываются и в резко проявившихся в ту пору контрастах общественной мысли: рационализм, и трезвый взгляд на действительность сочетаются с напряженными утопическими поисками идеального земного града.

Внутренние противоречия развития ренессансной культуры были вызваны, прежде всего, изменившимися историческими обстоятельствами, суровыми, ставившими под сомнение веру в возможности отдельного человека. Все более очевидный разрыв между гуманистическими идеалами и реальностью порождал кризисные явления в культуре, равно как и попытки, их преодоления. С этим связано появление маньеризма - нового художественного направления в литературе и искусстве, характерными особенностями которого стали подчеркивание напряженной внутренней жизни человека, мистицизм, прихотливая фантазия. Маньеризм отказывался от строгой классической гармонии во имя грации или холодного великолепия образов, он прибегал к широкому использованию приемов великих мастеров Возрождения, но его артистическая виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними эффектами. Художественный язык маньеризма усложнялся, обретая черты вычурности, рафинированности, повышенной экспрессии. Эстетика маньеризма утверждала ориентацию не на "подражание" натуре, а на "преображение" ее. Это направление получило распространение преимущественно в придворно-аристократической среде, где оно решало главным образом декоративные задачи. С ним связано развитие парадно-аристократического портрета, росписи палаццо и вилл, садово-парковая архитектура, разработка костюмов, скульптурные произведения, а в литературе - прежде всего творчество поэтов. К концу столетия, когда стало зарождаться еще одно художественное направление - барокко, стилистическая неоднородность итальянской культуры оказалась одной из наиболее характерных ее примет.

Эпоха Высокого Возрождения имела огромное значение для дальнейшего развития и подъёма культуры и искусств. Удивительные творения мастеров того времени продолжают вызывать восхищение, и по сей день.

Литература

1. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи, М.: искусство, 1990.

2. Библиотека всемирной литературы, т.33. М., 1971.

3. Голованова Г.Н. Культура: проблемы и перспективы развития: //Коммуна. - 2006 г. - № 78 – 22 окт.

4. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

5. Декамерон I 2, пер. Н. М. Любимова (Боккаччо Дж. Декамерон. М., 1989.

6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств, том 1, М.: искусство, 1996.

7. История литературы Италии. Т.2. Кн.1. М., 2007.

8. История зарубежного искусства, М.: Изобразительное искусство, 1980.

9. Культурология / под ред. А.А. Радугина.М., 1998.

10. Платонова Э.Е. Конспект лекций по культурологии. – 2-е изд. – М.: Айриспресс, 2005.

11. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса: Пер. с нем. М.: Республика, 1993.

12. Фукс Э. EROTIKA. Ренессанс: Буйство плоти. М., 2001.

13. Человек в культуре Возрождения. М. 2001.

14. 50 биографий мастеров западно-европейского искусства. Л.: Советский художник. 1962.


[1] Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. С. 62

[2] Фукс Э. EROTIKA. Ренессанс: Буйство плоти. М., 2001. С. 76

[3] Фукс Э. EROTIKA. Ренессанс: Буйство плоти. М., 2001. С. 123

[4] Человек в культуре Возрождения. М. 2001. С. 65

[5] Декамерон I 2, пер. Н. М. Любимова (Боккаччо Дж. Декамерон. М., 1989. С.36

[6] Библиотека всемирной литературы, т.33. М., 1971. С. 584

[7] История литературы Италии. Т.2. Кн.1. М., 2007. С. 287


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: