Анализ некоторых общих законов развития систем

Любая искусственная система, как и «живая» «рождается» и «погибает». В этом вопросе есть несколько аспектов.

Один из них – это «жизненный цикл» системы.

Если «рождение» естественной системы не всегда подвластно человеку, то на жизнь многих из них человек может влиять целенаправленно. Искусственные же системы подвластны человеку с самого «рождения» на протяжении всей «жизни».

Развитие большинства систем можно смоделировать логистической S-образной кривой, на которой выделяются три стадии развития:

  • первая, характеризующаяся накоплением потенциала, развитием функционала, большими затратами ресурсов, медленным ростом или отсутствием отдачи;
  • вторая стадия развития, при которой система наиболее эффективна при небольших затратах на ее развитие;
  • третья, характеризующаяся резким замедлением отдачи от системы, несмотря на увеличивающиеся затраты ресурсов.

Известно, что третья стадия заканчивается или появлением новой системы со своим «жизненным циклом», или «гибелью» существующей. Заметим, что эти рассуждения верны и для большинства «живых» систем.

В контексте сказанного, необходимо понимать, что любая искусственная система имеет ограниченный срок использования, который должен быть известен заранее, до создания системы. Как правило, при создании систем (и АСУ, в частности) разработчики об этом не задумываются, уделяя значительно большее внимание проектным стадиям и технологиям. Важно четко понимать, из чего будет складываться стоимость не только создания, но и эксплуатации системы и ее утилизации.

Второй интересный аспект заключается в изучении причин «гибели» системы. Они могут быть как внешними, так и внутренними.

Внешние воздействия понятны и мы не будем их подробно рассматривать здесь.

При изучении «гибели» системы нам более интересны внутренние причины. Рассмотрим идеальный вариант – отсутствие внешних воздействий.

Что же происходит с искусственными системами внутри?

Детали автомобиля действуют друг на друга, трение, износ. Если своевременно не прикладывать силу извне, в частности, не менять масло в двигателе, двигатель встанет.

То же происходит и в автоматизированных системах. Если своевременно не очищать дисковое пространство, не делать архивы данных, не администрировать элементы инфраструктуры, не осуществлять мониторинг система встанет.

То же происходит и в строительстве. Все здания и сооружения требуют регулярного мониторинга и ремонта.

В этих примерах причиной остановки работоспособности системы являются внутренние причины, взаимодействие деталей, коррозия (влажность внутри сооружения) и, например, переполнение дискового пространства.

Что надо сделать для продления «жизни» системы? Любой специалист скажет – необходимо приложение внешней силы: замена масла и других жидкостей, очистка дискового пространства администратором системы, модификация системы, капитальный ремонт зданий и т.п. А может, стоит просто расширить рамки системы настолько, чтобы сервис системы входил в нее, как совокупность внутренних элементов? На практике последнее решение позволит удлинить «жизненный цикл» системы. При следующем расширении рамок системы удастся еще больше удлинить срок ее службы, создавая автопарки с ремонтной составляющей, передавая автоматизированные системы в «оутсорсинг» и т.п. Но в конце концов наступит момент, когда затраты на поддержание «жизнеспособности» системы превзойдут эффект от ее использования.

Нет смысла считать отдачу от использования системы (возврат инвестиций) на неопределенный срок. Просто потому, что человек не умеет по-другому создавать системы.

Исходя из этого, искусственная система всегда конечна, следовательно, конечен и ее «жизненный цикл». Для продления жизненного цикла необходимо предпринимать специальные действия по сопровождению системы.

Любая система не является статическим объектом. Происходит постоянное изменение как структуры системы, свойств ее элементов, так и ее функций. Это может быть вызвано как требованиями к модификации системы извне, так и процессами, происходящими внутри системы и с каждым из ее элементов в отдельности.

Например, в информационные системы помимо технических средств входят пользователи и эксплуатационный персонал. Очевидно, что эти элементы иногда могут изменяться в короткие сроки значительным образом. При смене оператора, на его место может придти необученный пользователь, при болезни эксплуатационника могут перестать выполняться функции обслуживания системы и т.п. Если рассматривать автомобиль в качестве системы, то к факторам изменчивости относятся такие как износ элементов, изменение свойств жидкостей, внешние воздействия от дороги, осадков и т.п.

Большое влияние на функционирование системы оказывает внешнее воздействие, которое может быть и положительным и отрицательным относительно выполнения системой ее функций.

При проектировании системы очень важно учитывать то, насколько создаваемая система должна быть устойчивой как для внешних, так и для внутренних воздействий и какие меры необходимо применять для поддержания системы в работоспособном состоянии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: