Характер ожиданий помощи от службы занятости не совпадает с ха-
рактером предложений. Безработные хотели бы получить следующие виды
помощи в порядке убывания её значимости (рис. 2):
1) помощь в трудоустройстве на любую работу (значение фактора 0,32; 40 %
всех опрошенных);
2) трудоустройство по специальности (субъективная значимость равна 0,27;
33 % опрошенных). Сравнение этой потребности с уровнем её удовлетво-
ренности показывает, что потребность превосходит удовлетворенность в 4
раза (!);
3) переобучение по новой специальности. Переквалифицироваться с помо-
щью службы занятости желают всего 16 % безработных (значимость 0,13).
Если сравнивать этот уровень данной потребности с указанным в преды-
дущем разделе уровнем удовлетворенности, то они практически совпада-
ют. Одновременно это указывает на то, что желание в переобучении, ко-
торое высказывает 75 % безработных, сочетается с потребностью (связан-
ной со службой занятости) в нём только у каждого четвертого-пятого без-
работного;
|
|
4) получение пособия по безработице в качестве конкретной и основной
помощи от службы занятости (9 % безработных);
5) информацию о рабочих местах (0,08; 13 % мужчин и 8 % женщин). По-
требность в данной услуге полностью удовлетворена по объему, но име-
ются некоторые специфические требования, которые высказывает при-
мерно каждый десятый безработный и удовлетворить которые служба за-
нятости если и может, то с трудом;
6) обеспечение непрерывного стажа работы (5 % безработных);
7) получение официального статуса безработного (3 %);
8) помощь с выходом на пенсию (менее 2 % безработных);
9) помощь в получении субсидий для организации собственного (всего 1 %
безработных).
Наконец, 6 % мужчин и 3 % женщин считают, что им лично служба
занятости помочь ничем не сможет. Это весьма незначительный уровень
скептицизма, если учитывать то психологическое состояние, в котором нахо-
дится большинство людей.
Как видим, среди декларированных ожиданий безработных от служ-
бы занятости населения выделяются неспецифические по своему характеру
ожидания любой помощи в поиске работы (что свидетельствует о том, что
многие безработные просто не имеют чёткого представления о функциях,
исполняемых службой занятости). Не менее важное по значению ожидание
связывается с помощью в трудоустройстве по специальности. Это определён-
но свидетельствует о ригидности социально-профессиональных установок
многих безработных.
Хотя ожидания помощи в профессиональной переподготовке и обу-
чении, в получении пособия, информации о вакансиях выражены значительно
меньше, чем первые два мотива, они всё-таки имеют определённый вес и зна-
чение в структуре потребностей безработного.
Российский Государственный Социальный Университет