Сравнительный анализ двух или более групп испытуемых

После того, как были описаны все группы испытуемых, можно переходить к их сравнительному анализу. Чаще всего исследуемые группы сравниваются попарно, с применением параметрического или непараметрического критерия, позволяющего установить достоверность различий. Схема представления результатов математического анализа аналогична представленной в п.3.5.1, но имеет свои особенности:

· Для двух сравниваемых групп составляется одна таблица, содержащая следующие графы: название признака/шкалы методики, количество измерений для каждого признака в одной и второй группах, средние значения для каждой из групп, стандартное отклонение, значение критерия, с помощью которого устанавливается достоверность различий, уровень значимости. При этом значение критерия обычно помечается плюсом, звездочкой или двумя, например U=114*. Принято использовать следующие обозначения:

+ - если уровень значимости лежит в пределах от 0,051 до 0,1 (т.е. намечается тенденция к значимости различия);

* - если уровень значимости лежит в пределах от 0,05 до 0,011;

** - если уровень значимости меньше 0,01.

ВАЖНО: на этом этапе нужно включать в таблицу и описывать только те признаки/шкалы, по которым были получены статистически значимые различия, либо намечается тенденция к значимости.

Признаки/шкалы, по которым установлена лишь тенденция к значимости различий, представлять не обязательно. Эти показатели включаются в случае, если получено очень мало статистически достоверных различий, или когда это имеет особый смысл.

· На этапе словесного описания представленных в таблице результатов необходимо сделать акцент на сравнении двух групп между собой. Т.е. в описании нужно отразить, по каким признакам/шкалам одна группа по сравнению с другой имеет значимо более высокие/низкие показатели, с обязательным раскрытием психологического смысла этих различий.

· Обобщенное описание также делается в форме сравнения групп.

Так же, как и при описании средних значений, можно группировать признаки/шкалы в одну или несколько таблиц, в зависимости от задач и содержания работы, а также от количества полученных значимых различий.

Если выполняется несколько парных сравнений, то по приведенной схеме описываются результаты каждого сравнительного анализа.

На данном этапе желательно использовать средства графического представления материала (например, гистограммы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: