Толерантности различных групп населения в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья

Программа эмпирического социологического

Исследования проблемы

толерантности различных групп населения в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья

Исследование формирования установок толерантного сознания и поведения имеют для российской социологической науки и, в частности, для теории и практики социальной работы, особую актуальность. Понимание причин данного явления поможет объяснить общественные процессы в условиях сохраняющейся социальной напряженности и способствовать выработке адекватных мер государственной социальной политики.

В настоящее время приоритетной задачей государственной политики России является интеграция российского общества. Конечная её цель – такое общество, где каждый найдёт себе место, будет чувствовать себя спокойно, сможет развить все свои возможности и способности. И здесь на передний план выступает вопрос выработки толерантного отношения здоровых людей к индивидам, имеющим ограниченные возможности. В данном контексте под толерантностью подразумевается характер отношения к другому человеку как к равно достойной личности, признание и уважение его права на отличие. На сегодняшний день уровень толерантности в отношении к человеку с ограниченными возможностями в нашем обществе довольно низок. И источник проблемы здесь в том, что здоровые граждане не привыкли видеть вокруг себя инвалидов, не умеют общаться с ними и нигде не могут этому научиться.

В Мурманской области детей с ограниченными возможностями, получающих социальную пенсию, примерно три тысячи человек. Такое число обусловлено общим ухудшением здоровья населения, климатогеографической средой Кольского Севера, неблагоприятной экологической обстановкой, что указывает на необходимость создания определенных условий для независимой и полноценной жизни детей с особыми нуждами. Сегодня необходимо выработать адекватные меры по повышению конкурентоспособности и жизнестойкости детей с ограниченными возможностями в современных социальных условиях, подготовке общества к принятию детей с особыми нуждами как полноценных участников социальных процессов. Для решения данных задач необходимо проведение соответствующих научных исследований, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления.

Объект социологического исследования. Население Мурманской области (учащиеся образовательных учреждений, специалисты учреждений социальной сферы, прочие граждане).

Предмет социологического исследования. Проявления толерантности – интолерантности в ситуациях взаимодействия здоровых граждан и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Продолжение приложения Б

Исследование толерантности предполагает акцентирование внимания на том, как в этих ситуациях актуализируются, взаимодействуют между собой и взаимосвязаны отдельные компоненты структуры социального действия (потребность, интерес, идея, мотив), характеристики социокультурной реальности (нормы, ценности), личностные характеристики (идентичность и стереотипы), а также содержание и направленность поведенческих реакций. В конечном итоге, все это, так или иначе, отражается на состоянии свойства толерантности – интолерантности.

Целью данного эмпирического исследования является выявление и комплексный анализ эмпирических характеристик проявления свойства толерантности – интолерантности разных групп населения Мурманской области в отношении детей с ограниченными возможностями.

Эмпирические задачи исследования заключаются в следующем:

1. Исследовать особенности восприятия лиц с инвалидностью здоровыми гражданами.

2. Выявить содержание и социальную направленность поведенческих реакций граждан в отношении детей с нарушениями здоровья.

3. Определить уровень толерантности различных категорий граждан в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья.

4. Разработать рекомендации по формированию толерантного поведения граждан в отношении детей с особыми нуждами, показать перспективы участия учреждений социальной защиты Мурманской области в данном процессе.

Интерпретация и операционализация основных понятий:

Инвалидность – ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.

Инвалид - любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, физических или умственных возможностей.

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельность.

Социальная адаптация - это процесс, в который вовлечено много людей: сами дети и подростки с ограниченными возможностями, их родственники, ближайшее окружение из числа взрослых и детей, а также все остальные люди, так или иначе имеющие отношение к этому ребенку.

Продолжение приложения Б

Социальная интеграция - процесс превращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т.д. Успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.

Толерантность – характер отношения к другому человеку как к равно достойной личности, признание и уважение его права на отличие. Уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Интолерантность – предубежденность к «другим», оскорбления, дискриминация, преследования, запугивание, сегрегация и - как крайность – насилие.

В исследовании использован метод анкетного опроса.

Инструментарий исследования представлен опросником в трех вариантах: для лиц школьного возраста, совершеннолетних граждан и специалистов социальных служб и учреждений.

Техника работы с опросником предусматривала плотный личный контакт анкетера с респондентом, в ходе которого отслеживалось понимание респондентом направленности, характера и содержания вопросов, их адекватная интерпретация, контролировалось качественное заполнение анкеты.

Обработка данных велась после соответствующей проверки опросных листов на качество содержащейся в них информации и отбраковки с использованием пакета программ статистической обработки данных.

Сроки проведения эмпирического исследования – апрель-сентябрь 2008 г.

Особенности моделирования выборки. Общий объем выборки составил 1106 чел. Подмассивы выборки: «школьники» – 518 чел., «совершеннолетние граждане» – 520 чел., из которых 210 чел., являясь педагогами и специалистами социальных служб и учреждений выступили в роли экспертов, «родители детей-инвалидов» - 68 чел. Параметры выборки имеют нерепрезентативный характер. Респонденты проживают на территории г. Мурманска и Мурманской области.

Характеристика подмассива школьников. Опрошены дети средних общеобразовательных учреждений г. Мурманска в возрасте от 7 до 18 лет. Средний возраст составил 13,72 года. Основная часть респондентов – подростки. Из них мальчиков и юношей – 214 человек, девочек и девушек – 304 человека.

Характеристика подмассива совершеннолетних граждан. Опрошены респонденты в возрасте от 18 до 75 лет. Средний возраст опрошенных составил 40,23 года. Из них мужчин – 103 человека (33,2%), женщин – 207 (66,8%). С высшим образованием – 42,6%, средним общеобразовательным –

Продолжение приложения Б

31%, со средним специальным – 16,8%, средним техническим – 5,8%, неполным высшим образованием – 1,3% респондентов, и 2,6% не указало свое образование. Опрошенные граждане принадлежали к самым разным социальным слоям и профессиям. Это экономисты, бухгалтера, продавцы, инженеры, военные, менеджеры, методисты, служащие, маляры, рабочие, матросы, домохозяйки и многие другие.

Характеристика подмассива экспертов. Возраст респондентов от 18 до 67 лет. Средний возраст респондентов составил 42,50 года. Из них 89,5% женщин и 10,5% мужчин. В качестве экспертов выступили специалисты и педагогический состав средних образовательных учреждений: педагогов (учителей) – 78,8%, специалистов по социальной работе – 4,8%, медицинских работников – 3,8%, логопедов – 2,9%, социальных работников – 2,9%, дефектологов – 1,9%, библиотекарей – 1,9%, по 1% - психологи, воспитатели, культорганизаторы. Из них лиц с высшим образованием – 73,3%, со средним специальным – 21%, с неполным высшим – 5,7%.

Характеристика подмассива родителей детей-инвалидов. Возраст респондентов от 22 до 64 лет. Из них женского пола - 57 чел. (83,8%), мужского – 11 чел. (16,2%). Образование респондентов: 33,8% имеют среднее общее образование, 27,9% - высшее, 26,5% - среднее специальное, 8,8% - среднее техническое, 3% неполное высшее.

Исследование родителей детей-инвалидов осуществлялось на базе некоммерческих общественных организаций г. Мурманска: социально-благотворительного клуба родителей и детей-инвалидов «Надежда», регионального отделения Всероссийского общества слепых, «Красный крест», а также государственных муниципальных учреждений «Центр помощи семье и детям» и специализированных коррекционных образовательных школ-интернатов третьего и шестого видов.

Приложение В

Анкетный лист для опроса учащихся

АНКЕТА

Человек с ограниченными возможностями - это лицо, которое полностью или частично не может самостоятельно обеспечить свои потребности в силу врожденного или иного недостатка. Цель данного опроса – узнать отношение различных групп населения к детям с ограниченными возможностями для разработки мер по адаптации стандартов общества к особым нуждам данной категории людей, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

Просим вас внимательно прочитать каждый вопрос анкеты и обвести кружком те варианты ответов, с которыми Вы согласны, или написать свой вариант. Данные опроса будут обрабатываться строго конфиденциально.

Благодарим Вас за участие в опросе!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: