Тема 4. Архаический период греческой истории (VIII–VI вв. до н.э.)

Программа спецкурса

"История общественной мысли. Греция и Рим"

Тема 1. Введение

Исследование духовной деятельности людей как целостного феномена единства естественнонаучных, социальных, гуманистических и философских идей о мире и человеке.

Предмет "истории общественно-политической мысли" - история социальных, политических учений, идей, направлений, взятых в их генезисе исторического развития и связи с современностью.

Задачи: показать прогресс, связанную цепь состояний общественного сознания (идей, теорий, научных систем, учений). Выявление активного воздействия идей на материальную жизнь общества, массовое сознание людей, влияние на общественную психологию (относительная самостоятельность форм духовной жизни).

Методологические проблемы истории общественной мысли. Многообразие процесса возникновения, становления и развития общественно-политической мысли. Соотношение в общественной мысли познавательных и идеологических моментов. Соотношение прогресса научных знаний и социального развития. формы отражения общ. и полит действительности

Формы общественного сознания и познания: теория, учения, представления, чувства, верования, настроения, мнения, идеалы.

Основные этапы развития социологической и политической мысли античности.

Тема 2. Общественно-политическая мысль античности

Условия формирования античной общественной мысли, ее формы и направления: мифология; диалектическая философия; история; драматургия; гражданское красноречие; политическая теория; социальная утопия. Идеи.

Тема 3. Истоки греческой общественно-политической мысли

Эпическая мудрость (гомеровская). Многоликость: практическое знание, глубокое знание, специальные знания. носители мудрости (Нестор, Феникс). Одиссей тип творческой личности.

Черты мировоззрения Гомера: нравственность религии, совестливость, чувство родины, согласия в семье и с соотечественниками, гражданская воинская доблесть, сострадание.

Форма развития общественной мысли: систематизация религиозно-мифологических представлений (антропо- и социоморфизм): начала античной словесности лирика, драма, красноречие. Историзм гомеровской социологии, аристократизм политических форм, политический идеал, варианты гомеровской утопии.

Тема 4. Архаический период греческой истории (VIII–VI вв. до н.э.)

Рационализм греческого мышления. Появление новых прогрессивных форм экономических и социально-политических отношений: рабовладельческое хозяйство и городская община (полис).

Перемены в социальной жизни и утверждению принципа частной собственности. Высвобождение личности из-под общинной опеки, развитие частновладельческого рабства. Расслоение, усиление личной кабалы, политической власти знати. Ликвидация царской власти. Требования и факторы победы демоса. Роль фаланги. Лидеры в политической борьбе.

Поворот от религиозно-мифологического восприятия мира к научному истолкованию.

Греческие мудрецы Дельфийский оракул – координатор духовных начинаний. Семь мудрецов. Фалес. Димонт, Периандр, Питтак, Хилон, Клеобул и Солон

Законодатели и реформаторы эпохи архаики. Драконт. Солон. Ликург.

Перемены в греческой словесности. Гесиод (к. VIII–VI вв. до н.э.). Дидактический и генеалогический эпос. Историзм. Смена поколений.

Лирическая поэзия. Рационалистическое переосмысление жизни. Человеческая личности и ее судьба; размышление над взаимоотношениями личности и общества. Архилох с о. Пароса (сер. VII в.), Алкей и Сафо с о. Лесбоса (к. VIIв.), Феогнид из Мегар (VIв.),Солон (руб. VII–VI вв.)

Гераклит (520-460 гг. до н.э.). Социально - политические взгляды Гераклита.

Законы Солона (594 г.до н.э.) и их значение для развития социально-политической мысли.

Пифагор (ок.570-500 гг. до н.э.) из Эфеса.Пифагорейская община в Кротоне.Социально-политические взгляды пифагорейцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: