Контроль поведения посредством аверсивных стимулов

С точки зрения Скиннера, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами.

Два наиболее типичных метода аверсивного контроля – это наказание и негативное подкрепление.

Предполагаемая цель наказания – побудить людей не вести себя данным образом.

Скиннер различал:

позитивное наказание встречается всякий раз, когда поведение ведет к аверсивному исходу: если дети плохо себя ведут, их шлепают или бранят;

если студенты пользуются шпаргалками на экзамене, их исключают из вуза или школы;

если взрослых ловят на краже, их штрафуют или сажают в тюрьму;

негативное наказание встречается всякий раз, когда за поведением следует устранение (возможного) позитивного подкрепляющего стимула:

детям запрещают смотреть телевизор из-за плохого поведения.

Негативное подкрепление – это процесс, в котором организм ограничивает аверсивный стимул или избегает его.

Следует заметить, что уход от аверсивного стимула не то же самое, что избегание его, поскольку аверсивный стимул, которого избегают, физически не представлен. Следовательно, другой способ бороться с неприятными условиями – научиться избегать их, то есть вести себя так, чтобы предотвратить их появление. Эта стратегия известна как научение избегания.

Например, если учебный процесс позволяет ребенку избежать домашнего задания, негативное подкрепление используется для усиления интереса к обучению.

Скиннер боролся с использованием всех форм контроля поведения, основанных на аверсивных стимулах. Он особо выделял наказание как неэффективное средство контроля поведения. Причина в том, что из-за своей угрожающей природы тактика наказания нежелательного поведения может вызвать отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты.

Ребенок, которого отшлепают за то, что он ругался в доме, может свободно это делать в другом месте. Водитель, оштрафованный за превышение скорости, может заплатить полицейскому и продолжать свободно превышать скорость, когда поблизости нет патруля.

Вместо аверсивного контроля поведения Скиннер рекомендовал позитивное подкрепление, как наиболее эффективный метод для устранения нежелательного поведения.

Скиннер показал возможности позитивного подкрепления, и это повлияло на стратегии поведения, используемые в воспитании детей, в образовании, бизнесе и промышленности. Во всех этих областях появилась тенденция к все большему поощрению желательного поведения, а не наказанию нежелательного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: