Сфера возможного применения концепции скиннеровского оперантного научения очень велика. Основные области применения:
· психофармакология или изучение влияния лекарственных препаратов на поведение;
· образовательные технологии, включающие приборы программного обучения и системы управления в классе;
· психолингвистика и формирование вербального поведения;
· промышленный менеджмент, включая удовлетворение работой и отношениями на производстве у служащих;
· терапевтическое лечение психологических проблем (например, алкоголизм, наркомания, умственная отсталость, детский аутизм, фобии, расстройства питания).
Обучение навыкам общения ставит задачу улучшить межличностные навыки взаимодействия в разнообразных ситуациях реального мира.
Например, женщина отвечает на неразумные требования своего босса покорным согласием, которому она научилась в детстве. Терапевт не только постарался бы выявить эти саморазрушительные реакции, но также научил бы ее решительно не уступать таким требованиям.
|
|
Обучение уверенности в себе. Бихевиоральные терапевты полагают, что степень уверенности в себе представляет некую шкалу. На одном ее конце – человек неуверенный (не знает, как начать или закончить разговор, как реагировать должным образом, как выразить раздражение или негодование. На другом конце этой шкалы находится человек агрессивный, чья единственная забота – он сам. Этот человек часто не заботится о правах и привилегиях других, он углублен в себя.
Между этими двумя крайностями – уверенный (наученный общению) человек. Он ясно и прямо выражает позитивные и негативные чувства, не игнорируя права и чувства других. Уверенный человек отстаивает свои законные права, активно завязывает новые отношения с другими людьми и обычно успешно справляется со сложными и затруднительными ситуациями.
Обучение уверенности в себе помогает вырабатывать навыки общения путем репетиции поведения и самоконтроля. В методе репетиции поведения клиент обучается межличностным навыкам при помощи структурных ролевых игр.