(тезисы лекции)
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Индивид – отдельное живое существо, представитель биологического вида.
Индивидуальность – своеобразие, уникальность индивида, личности. То, что отличает человека от других людей.
Структура личности:
Ø Я – сфера личности, характеризующаяся осознанием самой себя и осуществляющая приспособлением личности к реальности. Включает в себя самооценку личности и уровень притязаний.
Ø Мотивационная сфера – включает в себяпотребности, мотивы. Цели человека.
Пирамида А. Маслоу – классификация потребностей.
Ø Эмоционально – волевая сфера – включает в себя весь спектр переживаемого субъективного отношения личности к действительности, свойств и качеств, позволяющих осуществлять контроль и саморегуляцию поведения.
|
|
Воля – это способность к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий.
Этапы волевого действия:
Цель и стремление ее достичь |
Осознание ряда возможностей достичь цели |
Появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности |
Борьба мотивов |
Принятие одной возможности в качестве версии (принятие решения) |
Осуществление принятого решения |
Импульсивное действие – действие, совершаемое непроизвольно, и недостаточно контролируемое сознанием.
Волевое действие – результат волевого усилия.
Ø Интеллектуально – познавательная сфера – включает в себя познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, внимание), высшие психические функции (мышление, воображение, речь), знания, умения, навыки, мировоззрение.
Ø Индивидуально – психологические свойства личности – темперамент, характер, направленность личности.
Темперамент - совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека.
Характер - совокупность устойчивых свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.
Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность человека относительно независимо от конкретных условий. Характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением.
Взаимодействие личности с обществом:
Личность не существует изолированно от общества. Она занимает в обществе определенное место и вырабатывает способы взаимодействия с окружающими людьми.
|
|
Социальный статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права и привилегии.
Социальная роль – осуществление совокупности действий, ожидаемых окружением и принятых в данном обществе, применительно к данной ситуации.
Социальная роль для личности: выполняет защитную функция.
Социальная роль для общества: форма общественного договора, который, как всякий договор состоит из разделов:
§ Ожидания общества
§ Обязанности носителя роли
§ Ответственность носителя роли за качество её исполнения.
Нарушение данного договора приводит к межличностным и даже к межгрупповым конфликтам.
Социальные роли бывают:
§ Профессиональные
§ Семейные
§ Гражданские (пешеход, избиратель, налогоплательщик)
§ Внутри групповые (лидер, звезда, генератор идей, козел отпущения, шут)
§ Половые
§ Игровые (применительно к манипулятивной форме общения)
Человек не всегда бывает удовлетворен теми ролями, которые ему приходится играть. У многих возникает желание изменить свою роль тем или иным образом.
Важно помнить, что социальные ожидания изменить по своему желанию нельзя – это объективная реальность. Можно уйти из группы, изолироваться от общества, но от этого общество не изменит своей позиции.
Качество выполнения социальной роли напрямую связано с самооценкой человека.
Самооценка – это отношение к себе или к отдельным своим качествам поступкам. Самооценка влияет на активность человека, его эмоциональное и физическое состояние, эффективность деятельности и общения.
Самооценка формируется под влиянием оценочных суждений окружающих о человеке на протяжении всей его жизни и может постоянно меняться. В то же время она базируется на сложившихся представлениях человека о себе в период пренатального развития (еще до момента зачатия ребенок желанен или нет), младенчества и раннего детства. Люди с неблагоприятным ранним онтогенезом особенно склонны к заниженной самооценке и резким колебаниям её уровня. Будущему медицинскому работнику необходимо выработать правильное отношение к подобным проявлениям личностных особенностей: важно помнить, что человек не виноват в том, как протекало его детство и быть осторожными в высказываниях по отношению к таким людям. В момент стрессов они особенно нуждаются в ободрении и похвале.
Уровень притязаний относится к сфере идеалов, связан с целями, которых человек стремится достичь, характеризует желаемый уровень достижения цели.
От уровня притязаний так же зависит самооценка и ощущение успешности, чувство удовлетворенности своими достижениями. Завышенный уровень притязаний сводит на нет удовлетворенность от самых высоких достижений.
Факторы, определяющие развитие личности в онтогенезе:
Ø Наследственность
Ø Среда
Воспитание – (в широком смысле слова) – процесс передачи опыта из поколения в поколение.
Обучение – целенаправленный организованный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков.
Ø Активность личности (самовоспитание)