Психология личности (структура, социальная роль)

(тезисы лекции)

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Индивид – отдельное живое существо, представитель биологического вида.

Индивидуальность – своеобразие, уникальность индивида, личности. То, что отличает человека от других людей.

Структура личности:

Ø Я – сфера личности, характеризующаяся осознанием самой себя и осуществляющая приспособлением личности к реальности. Включает в себя самооценку личности и уровень притязаний.

Ø Мотивационная сфера – включает в себяпотребности, мотивы. Цели человека.

Пирамида А. Маслоу – классификация потребностей.

Ø Эмоционально – волевая сфера – включает в себя весь спектр переживаемого субъективного отношения личности к действительности, свойств и качеств, позволяющих осуществлять контроль и саморегуляцию поведения.

Воля – это способность к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий.

Этапы волевого действия:

Цель и стремление ее достичь
Осознание ряда возможностей достичь цели
Появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности
Борьба мотивов
Принятие одной возможности в качестве версии (принятие решения)
Осуществление принятого решения

Импульсивное действие – действие, совершаемое непроизвольно, и недостаточно контролируемое сознанием.

Волевое действие – результат волевого усилия.

Ø Интеллектуально – познавательная сфера – включает в себя познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, внимание), высшие психические функции (мышление, воображение, речь), знания, умения, навыки, мировоззрение.

Ø Индивидуально – психологические свойства личности – темперамент, характер, направленность личности.

Темперамент - совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека.

Характер - совокупность устойчивых свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность человека относительно независимо от конкретных условий. Характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением.

Взаимодействие личности с обществом:

Личность не существует изолированно от общества. Она занимает в обществе определенное место и вырабатывает способы взаимодействия с окружающими людьми.

Социальный статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права и привилегии.

Социальная роль – осуществление совокупности действий, ожидаемых окружением и принятых в данном обществе, применительно к данной ситуации.

Социальная роль для личности: выполняет защитную функция.

Социальная роль для общества: форма общественного договора, который, как всякий договор состоит из разделов:

§ Ожидания общества

§ Обязанности носителя роли

§ Ответственность носителя роли за качество её исполнения.

Нарушение данного договора приводит к межличностным и даже к межгрупповым конфликтам.

Социальные роли бывают:

§ Профессиональные

§ Семейные

§ Гражданские (пешеход, избиратель, налогоплательщик)

§ Внутри групповые (лидер, звезда, генератор идей, козел отпущения, шут)

§ Половые

§ Игровые (применительно к манипулятивной форме общения)

Человек не всегда бывает удовлетворен теми ролями, которые ему приходится играть. У многих возникает желание изменить свою роль тем или иным образом.

Важно помнить, что социальные ожидания изменить по своему желанию нельзя – это объективная реальность. Можно уйти из группы, изолироваться от общества, но от этого общество не изменит своей позиции.

Качество выполнения социальной роли напрямую связано с самооценкой человека.

Самооценка – это отношение к себе или к отдельным своим качествам поступкам. Самооценка влияет на активность человека, его эмоциональное и физическое состояние, эффективность деятельности и общения.

Самооценка формируется под влиянием оценочных суждений окружающих о человеке на протяжении всей его жизни и может постоянно меняться. В то же время она базируется на сложившихся представлениях человека о себе в период пренатального развития (еще до момента зачатия ребенок желанен или нет), младенчества и раннего детства. Люди с неблагоприятным ранним онтогенезом особенно склонны к заниженной самооценке и резким колебаниям её уровня. Будущему медицинскому работнику необходимо выработать правильное отношение к подобным проявлениям личностных особенностей: важно помнить, что человек не виноват в том, как протекало его детство и быть осторожными в высказываниях по отношению к таким людям. В момент стрессов они особенно нуждаются в ободрении и похвале.

Уровень притязаний относится к сфере идеалов, связан с целями, которых человек стремится достичь, характеризует желаемый уровень достижения цели.

От уровня притязаний так же зависит самооценка и ощущение успешности, чувство удовлетворенности своими достижениями. Завышенный уровень притязаний сводит на нет удовлетворенность от самых высоких достижений.

Факторы, определяющие развитие личности в онтогенезе:

Ø Наследственность

Ø Среда

Воспитание – (в широком смысле слова) – процесс передачи опыта из поколения в поколение.

Обучение – целенаправленный организованный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков.

Ø Активность личности (самовоспитание)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: