Яков. Зачем изучать историю?

Никто не спрашивает, зачем есть или пить. Об истории можно спросить: «Зачем?». В мире есть многое, о чём можно так спросить. Вопрос убийственный: оказывается, многое вовсе не нужно здоровому человеку (наркотики, или подтяжки, или кола), а многое нужно только больному. Люди обходились без изучения истории в течение тысячелетий. Древние египтяне не могли без пирамид, а без истории – спокойно. В древней Греции школы были, историки первые именно тут появились, но древнегреческие школы были отдельно, а древнегреческие историки – отдельно. До Петра Первого и школ–то почти не было, а какие были – в тех только евангельскую историю изучали, только подробнее, чем это рассказывали в семье.

Вот и первый ответ: историю изучать вовсе не обязательно. Самое главное в истории можно узнать за пять минут.

Во всяком случае, именно такой любви и такого знания история требовали те, кто создавал современные государства на месте средневековых стран. Житель средневековой Руси плохо знал даже историю своего села, да и собственной семьи, не помнил имён никаких князей и царей, да вообще он мог быть татарином или чувашом, а русским только дань платил. Человек знал прошлое своей семьи, и то не слишком хорошо. Хорошо надо было знать землю, чтобы давала урожай.

Древний человек больше современного жил современностью. Если он и защищал родину от захватчиков, то не потому, что берёг прошлое – он берёг настоящее.

…Когда нацисты учили в школе, что немецкий народ более великий и больше перенёс, чем все другие, это была ложь. Когда коммунисты учили в школе, что революция была единственным и лучшим способом справиться с классовым неравенством, это была ложь. Всегда, когда учат, что один народ лучше или хуже, добрее или коварнее другого, – это ложь. Как в семье всегда ложь считать, что один ребёнок лучше или хуже другого.

В истории много лживого, угодного государству. Учим историю по учебнику. Ученик должен сдавать экзамену по учебнику, его оценка зависит от его верности тому, что в учебнике написано. Если в учебнике будет ложь – он будет повторять ложь и верить в ложь. Не нравится – можете уезжать в Уганду – там, возможно, не заставляют учить историю.

Если бы ложь была всесильна, надо было бы запретить преподавать историю с ошибками. Лучше вообще не преподавать физику, чем преподавать физику хотя бы с небольшими ошибками. Лучше пусть человек вообще не трогает электрические приборы, чем думает, что можно спокойно совать пальцы в розетку.

Ложь не всесильна. История есть не только прошлое. История есть не только выдумки и ложь о прошлом. История есть умение отличить ложь от правды, узнать о прошлом то, что оно само про себя не знало. Именно такая история и требует изучения.

Школа – учебник и учитель – рассказывает об истории то, что одобрено официально. Это не абсолютная истина - история не деньги, её не изготавливают по приказу, её проживают кто как хочет.

Историю изучают не для того, чтобы доказать другим свою правоту, а чтобы доказать себе свою разумность, открытость правде, честность. История учит не тому, что кто-то лучше других, а тому, что каждый способен стать другим. Не всегда – в лучшую сторону, иногда – в худшую. Что ж, человек, которому всучили крупную, но фальшивую банкноту, научился, возможно, очень важному делу – вниманию. История никого ничему не учит, но изучение истории учит вниманию к себе и к другому человеку. Конечно, человеку нужна не только внимательность. Но это уже совсем другая история.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: