Анна. Зачем изучать историю?

Человек изначально, являясь существом любопытным, интересовался историей. И не важно, чья это история. История человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться ошибкам предков, получить уроки неудач и падений, проанализировать ситуацию в настоящем — ох как бывает необходимо. Где еще брать совет, как не у истории.

Прошлое не изменить, как не старайся, а вот настоящее и, тем более, будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах. Ну, и, наконец, порадоваться, возгордиться своими предками. Почувствовать себя наследником великих нравов и обычаев, понять закономерности преобразования идей в материальные вещи и поступки, осознать свою причастность к происходящему в настоящем и ответственность за это перед своими потомками.

Все это предоставляет история, постоянно доказывая свою необходимость не только в ученых кругах, но и в делах житейских, бытовых. История не раз показывала свою цикличность. Разница только во времени и персонажах. Но события-то повторяются. И повторяются с завидной периодичностью. Ведь нельзя же сказать, что история не показывает нам времен, например, распада единого государства на отдельные и независимые территории? Нельзя. Было такое уже. Или, например, попытки экспансии Российского государства со стороны стран Европы? Тоже было. И неоднократно.
И таких примеров, если присмотреться повнимательней, можно найти огромную массу и, соответственно проанализировать: как все эти вещи «проходили», как их допускали, как из них выкручиваться.

Уроков масса и относятся они не только к государству в целом, но и к конкретному человеку. Не зря ведь авторитетные ученые сравнивают жизнь и функционирование государства с жизнью и функционированием отдельного человека. История – слово древнегреческого происхождения, переводится “рассказ о прошлом”. Оно обозначает гуманитарную науку, изучающую прошлое значительной группы людей – города, этноса, общества, группы этносов, группы обществ, расы или всего человечества – во всём его конкретности и многообразии. Сейчас в России появляется тенденция изучения истории страны через изучение биографии отдельного – известного или нет – человека. Если не ошибаюсь, тенденция эта идёт с Запада. Её логика гласит: изучать историю народа, общества, общественной страты, человечества без изучения жизни отдельного человека – бессмысленно, поскольку общество, человечество и т.д. состоит из отдельных людей.

Понятно, конечно, что досконально, во всех проявлениях и вариациях, историю изучить просто невозможно. Нельзя ведь с точностью утверждать, о чем думал и что чувствовал тот или иной персонаж, или что послужило толчком к определенным действиям и какие причины у этого поступка, т.к. история является не только списком действий, расположенных в хронологическом порядке, но и переплетением гораздо большего количества факторов, чем время, месторасположение и площадь.

С одной стороны это утяжеляет изучение истории, а с другой, делает этот процесс неповторимо интересным и интригующим, поскольку, понимая причинно-следственные связи произошедшего в тот или иной период события, становится ясно и понятно, что предки были далеко не отсталыми дикарями, а могли, знали и умели что-то такое, что пригодится везде и во все времена.

Вопросы к текстам:

1. Сформулируйте идею каждого текста.

2. Найдите положения, защищающие необходимость изучения истории и опровергающие ее.

3. Сравните мнения авторов на один и тот же вопрос.

4. С каким из двух рассуждений вы согласны в большей степени. Дайте своими словами обоснование своей точки зрения, при этом используя то, что сказано в одном из писем или в обоих.


Задание № 2. Анализ статьи (10 баллов)

Вопросы смотрите ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: