double arrow

Ролевые структуры личности


Э. Берн

Э. Берн пытался выделить компоненты субъективного "Я":

1.Я-детское

2.Я-реальное, адекватное

3.Я-родительское

Иногда одно из них начинает преобладать. В зависимости от того, какое Я выходит вперед, проявляется определенный вид поведения.

Промежуточный слой - типические реакции - устойчивые образцы поведения. Они обусловлены особенностями я - концепции и наоборот, приобретенные типические реакции влияют на Я-концепцию. Что бы повлиять на поведение нужно влиять или на "Я" или на само поведение.

Внешний слой - социальная роль - нормативный образец поведения, ожидаемый от каждого в соответствии с местом, занимаемым личностью в структуре общественных отношений.

Классификация социальных ролей по Герхарду:

1.Статусные - изменяемые с величайшим трудом, предписаны нам от рождения.

o Мужчина - Женщина

o Возрастные роли

o Роль гражданина своей страны

2.Позиционные - определяются профессионально-квалификационным разделением труда в обществе. (Физики, химики, журналисты; Старшие и младшие научные сотрудники; профессора, категории актеров). Более определены, чем статусные. Статусные, в свою очередь, накладываются на позиционные.

3.Ситуационные - исполняются в той или иной ситуации. Пешеход, покупатель и т.д. Больше степеней свободы. Различие в их количестве может привести к конфликту.

Браун.

Классификация позиционных ролей на работе по Брауну:

1.Ориентир.

2.Одобритель, эмоциональный лидер.

3.Уникальные роли, обусловленные характеристиками человека. Например, козел отпущения.

Т. Шибутани.

Классификация социальных ролей:

1. Конвенциональные. Люди договариваются о правилах их исполнения (преподаватель и студент).

2. Межличностные. Неформальные, индивидуализированные. Как вести себя с тем или иным человеком.

Виды ролевых конфликтов:

1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;

2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;

3) личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4) инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.


Сейчас читают про: