Э. Берн
Э. Берн пытался выделить компоненты субъективного "Я":
1.Я-детское
2.Я-реальное, адекватное
3.Я-родительское
Иногда одно из них начинает преобладать. В зависимости от того, какое Я выходит вперед, проявляется определенный вид поведения.
Промежуточный слой - типические реакции - устойчивые образцы поведения. Они обусловлены особенностями я - концепции и наоборот, приобретенные типические реакции влияют на Я-концепцию. Что бы повлиять на поведение нужно влиять или на "Я" или на само поведение.
Внешний слой - социальная роль - нормативный образец поведения, ожидаемый от каждого в соответствии с местом, занимаемым личностью в структуре общественных отношений.
Классификация социальных ролей по Герхарду:
1.Статусные - изменяемые с величайшим трудом, предписаны нам от рождения.
o Мужчина - Женщина
o Возрастные роли
o Роль гражданина своей страны
2.Позиционные - определяются профессионально-квалификационным разделением труда в обществе. (Физики, химики, журналисты; Старшие и младшие научные сотрудники; профессора, категории актеров). Более определены, чем статусные. Статусные, в свою очередь, накладываются на позиционные.
|
|
3.Ситуационные - исполняются в той или иной ситуации. Пешеход, покупатель и т.д. Больше степеней свободы. Различие в их количестве может привести к конфликту.
Браун.
Классификация позиционных ролей на работе по Брауну:
1.Ориентир.
2.Одобритель, эмоциональный лидер.
3.Уникальные роли, обусловленные характеристиками человека. Например, козел отпущения.
Т. Шибутани.
Классификация социальных ролей:
1. Конвенциональные. Люди договариваются о правилах их исполнения (преподаватель и студент).
2. Межличностные. Неформальные, индивидуализированные. Как вести себя с тем или иным человеком.
Виды ролевых конфликтов:
1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;
2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;
3) личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;
4) инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.