Ролевые теории личности

Каждый человек действует в соответствии с выбранными или данными ему социальными ролями. В 1936 г. Р. Линтон и Д. Мид ввели в психологию понятие "социальная роль". Структура личности - ряд взаимодействующих слоев.

Психологическое ядро личности: субъективное "Я", самооценка, самовосприятие. Формируется Я-концепция, представление о своих предках. Отражение Я-концепции - логическое поведение. На этом основаны проективные методики. Я-концепция начинает формироваться с появления человека на свет под влиянием ближайшего окружения, и прежде всего матери. "Я" обеспечивает стабильность личности.

Авторы, ролевых теории личности, признают зависимость социальной роли человека как существа социального ожиданий других людей, связанных с их пониманием социального статуса конкретной личности. Расхождение между представлениями о социальной роли той или иной личности и ее реальным поведением является основой социальных конфликтов, имеющих межличностный характер. Вследствие выполнения человеком нескольких социальных ролей, несовместимых между собой, может возникнуть внутренний конфликт личности. Его следствием, как правило, является стресс. Именно в выявлении предконфликтных и передстресових ситуаций или оснований для этого, а также в поисках конкретных путей гармонизации социальных ролей и заключается роль социологии.

Теории социальной установки. Они рассматривают личность как результат действия установок, влияний, давления. Аккумуляция человеком в течение жизни различных установок приводит к тому, что он привыкает быть личностью; в ней состоит принципиальная установка на то, чтобы быть личностью.

Диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. В ней находят дальнейшее развитие исходные положения теории социальной установки. Базовым в ней есть понятие «диспозиции личности».

Диспозиция личности - склонность человека к определенному восприятию условий деятельности и определенного поведения в этих условиях.

Диспозиции подразделяются на высшие, среднего типа и ниже. Высшие диспозиции регулируют общую поведение личности, определяют ее концепцию жизни, ценностные ориентации, обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации, а также ситуативные социальные установки (склонность личности к конкретному типу поведения в конкретных ситуациях, В конкретном предметном и социальной среде). Диспозиции среднего типа дифференцируют восприятия и реакции личности на различные группы и совокупность объектов и явлений социальной действительности. Ниже диспозиции - это склонность к определенному поведению в конкретных сферах деятельности, направленность действий и поступков в типичных ситуациях.

Структурно диспозиции содержат три компонента:

· когнитивный (осознание личностью объекта установки на абстрактно-теоретическом уровне);

· аффективный (эмоциональная оценка объекта);

· конативний, поведенческий (свобода и стремление к действию, направленная на объект переддия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: