Педагогика Платона

Ученик Сократа, Платон (428 или 427 – 348 или 347 до Р. Х.) основал первую в Европе

высшую школу – Академию в 387 году, которой руководил и в которой преподавал около

сорока лет с небольшими перерывами. Платоновская Академия пережила своего основателя

на тысячу без малого лет. Учеником и участником Академии был Аристотель. Другие

особенно выдающиеся непосредственные ученики Платона – Спевсипп и Ксенократ из

Халкедона, сыгравшие значительную роль в развитии и распространении наук.

В высокохудожественных диалогах "Филеб", "Пир", "Софист", "Федр", "Теэтет",

"Государство", "Политик" и "Законы" Платон изложил педагогическую теорию,

интегрированную им в систему.

Способности и добродетели врождены человеку, но их еще предстоит пробудить в нем,

вызвать к жизни с помощбю воспитания. Личный опыт индивида не в силах обеспечить

достижения им высших ступеней развития, не может дать знания истины. Будучи знанием,

добродетель воспитуема, обучаема (в точности, как у Сократа).

Преднамерненное и целенаправленное воздействие на человека осуществимо благодаря

врожденным чувствам удовольствия и страдания, первым ощущениям новорожденного.

Добродетель и порок появляются впоследствии из этих чувств. Это значит, что, если

удовольствие и неудовольствие, чувства дружбы, скорбь и ненависть будут сформированы в

душах людей надлежащим образом в раннем детстве, когда люди еще не способны отнестись

к ним разумно, то, став разумными, люди согласуют с разумом укоренившиеся в них

чувства. Эта-то согласованность и есть добродетель. Поэтому воспитание прежде всего

должно озаботиться тем, чтобы научить ненавидеть то, что следует ненавидеть, и любить то,

что следует любить ("Законы", II 653 b). По мере развития личности требуется гармонизация,

уравновешенное сочетание не только "вожделеющего начала" –чувств удовольствия и

неудовольствия, но и начала "яростного" –страстей.

Отдельный человек нуждается в правильном воспитании, одновременно и государство

заинтересовано в том, чтобы хорошо воспитанные дети становились хорошими гражданами,

способными всё делать прекрасно, в частности, побеждать в битвах врагов ("Законы", I 641

b-c).

Воспитание зависит от характера предоставляемых индивиду обществом возможностей и

типов деятельности. Различные задатки предрасполагают человеческие наутры скорее к той,

чем к иной деятельности, а разнообразию способностей соответствует разнообразие

потребностей (в структуре общественного разделения труда). Число и характер типов

личности соответствует числу и характеру сословий в государстве. Дурное государственное

устройство губительно действует на души людей. В разумном общественное строе

положение индивида в обществе и его отношение к обществу суть вопросы правильного

воспитания, учитывающего особенности душевного склада каждого ("Государство", IV 497 b

и далее).

Более того, от правильной организации общества зависит самая возможность истинного

знания, что означает неизбежность соответствия между педагогической теорией и

политической практикой. Иерархическая подчиненность сословий предполагает различие в

целях, содержании и методах воспитания различных групп людей. Наилучшее воспитание

дается правящим сословиям.

Воспитание понимается Платоном как обращение духовного взора от полутьмы

обыденщины и невежества к свету истины, правды. В этом случае реализуется идеал

личности –богоподобие. Это рассудительность, благочестие, почитание родителей,

выполнение долга перед согражданами, подчинение законам государства и нравственным

традициям; мудрость, мужественность, справедливость; наконец, уравновешенность

характера.

Но главное в человеке есть способность любить истину и всё делать ради нее, считать

прекрасным то, что действительно прекрасно, и безобразным -- ему противоположное; уметь

проявлять свои убеждения на деле.

Невоспитанность –отсутствие собственных понятий о справедливости и умеренности.

Образование и воспитание могут приносить пользу, если осуществляются разумно, и вред

в противном случае. Хорошее воспитание делает человека кротчайшим и

"божественнейшим", а дурное –самым диким существом, какое только рождает земля

("Законы", VI 766 a). В каком направлении кто был воспитан, таки и станет весь его будущий

путь. Правильное воспитание с детства заставляет человека страстно желать и стремиться

стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать

("Государство", IV 426 c). Пагубное, дурное воспитание заключено в сознании, что ребенок

счастлив и блажен от рождения и ни в чем более не нуждается, как в потакании и

восхвалении своих поступков и слов ("Законы", III 694 d).

Необходимость раннего воспитатания абсолютна. Первые три года –самые важные.

Утробные младенца, новорожденные, самые маленькие –все принуждены "трудиться",

двигаться, упражняться, и их нельзя освобождать от усилий.

Первоначальное образование осуществляется путем игры. Характер и содержание игр

должны предписываться строжайшими законами, так как ничего серьезнее детских игр нет.

Только в игре усваиваются навыки, да и начала наук. Игры, праздненства, песни, забавы,

хороводы, пляски суть еще и ценнейший материал для наблюдений наклонностей каждого.

Наконец, только игра формирует "свободное" (творческое) и прочное знание. Насильственно

внедренное в душу непрочно ("Государство", VII 536 e). Усвоение улучшается также, если

учитель убедит детей в пользе и преимуществе своего метода.

По мере взросления детей игры и забавы как способ образования и проверки его хода и

результатов постепенно дополняется трудами, тяготами и состязаниями. В этом же ряду

находится "обольщение" страшным, непрятным и соблазнительным. Воспитатель наблюдает,

кто и в чем забывчив, кто поддается обману и плутует, кто не может противостоять трудным

обстоятельствам и искушениям, а кто благопристоен во всем, умерен, гармоничен и

целостен. Наблюдения призваны ответить на вопрос, что же преобладает в характере ребенка

–медь, железо, серебро или золото. Боги примешали золото к будущим правителям и

стражам, серебро –к их помощникам, а к земледельцам и ремесленниками –железа и меди.

Кто в трудах, науках, опасностях всегда будет выказывать себя наилучшим образом, того

надо причислить к числу наиболее перспективных воспитанников, будущих управителей

государства.

Обучать надобно философии, искусствам, физической культуре, наукам. Правильное

поведение предполагает обладание истиной. Лучше ничего не знать, чем знать ложное.

Хотя гимнастическое искусство развивает по преимуществу тело, а мусическое –душу,

оба формируют жизненную силу, дополняя друг друга, и избыток одного из этих искусств

приводит к нежелательной односторонности –грубости или изнеженности. "Гимнастика"

(хороводные пляски и борьба) нужна для тренировки отваги ипылкости духа, "музыка"

(песнопения) –для развития гражданских добродетелей. Песнопения подражают благим

душевным состояниям, и, зачаровывая души юных людей, они побуждают с помощью слов и

напевов, гармонии и ритма следовать за собой к стяжанию высоких достоинств. Они

приносят одновременно и удовольствие и пользу. Их содержание, равно как и содержание

мифов и всех произведений искусства, строго контролируется государством.

Гимнастика и музыка прокладывают путь к изучению естествознания, которое в свою

очередь постепенно подводит учащихся к математике, та же перерастает в диалектику,

политику и этику (высшая ступень образования).

Сами по себе науки не воспитывают. Благотворное воздействие на личность они

оказывают только при условии, что человеком осознано божественное и земное значение

наук, а также их методы и красота. Все науки суть "прелюдии" к главному "песнопению" – диалектике. Диалектика доступна лишь тем, кто научился делать "обзор" всем наукам.

усваивавшимся прежде, чтобы усмотреть родство наук друг с другом и с природой бытия. Но

и наоборот: без диалектики человек не усмотрит гармонии и закономерности мира.

Диалектика есть 1) способность приводить и воспринимать разумные доводы, 2)

склонность и способность к рассуждению и мышлению, 3) путь к познанию истины.

Изучение и практикование диалектики -- составная часть правильной жизни. Диалектические

упражнения в исследовании понятий никак нельзя начинать ранее двадцати лет, поскольку

поджростки могут легко злоупотреблять рассуждениями для забавы, спорить ради спора и

терять путь к истине. Догматизм молодых людей опасен для них, но и другая крайность

скептицизма тоже опасна.

Человек никогда не может окончить своего образования. Постоянно изменяются его

желания, горести, знания, страхи. Даже привычки и нравственные установки: что-то

появляется вновь, что-то утрачивается. Люди подвержены всякого рода порче. Отсюда – необходимость выправлять отклонения от правильного пути в течение всей жизни. И хотя,

старея, человек утрачивает способность многому научиться, он должен бороться с убылью

знания с помощью упражнений.

Оба пола должны получить одинаковое образование. Любовные вожделения воспитуемы,

они поддаются облагорожению. Силой внушения и общественного мнения воспитывается

половое воздержание и чистота, одновременно вызывается эстетическое отношение к любви

и ответственность, ибо любовь обладает чарующей красотой ("Законы", VIII 835 c, 838 c).

Наилучшее воспитание молодых людей, да и самого себя, заключается в осуществлении в

собственной жизни того, что внушается воспитанием.

См.:__


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: