Учитель мудрости и искусства жизни, Сократ (470/469 – 399 до Р. Х.) изобрел лучший из
известных до сего дня способов развивающего обучения (он же – и наитруднейший),
майэвтику (буквально-- повивальное искусство). Это метод подведения учащегося к истине,
которую он открывает сам, отвечая на искусно задаваемые учителем вопросы и проводя
исследование приводимых учителем примеров.
Сократ-учитель сравнивал себя с оводом, побуждающим сонного к бдению,
пробуждающим мысль. Овод-Сократ "кусал" уверенного в своем знании человека,
маскируясь под наивного невежду (сократовская ирония), обнаруживая противоречия в
представлениях, понятиях и рассуждениях собеседника-ученика. Иначе этот первоначальный
этап обучения называется еще "ударом ската". Его цель – подвести обучаемого к осознанию
неясности, неточности, недостаточности его мнений. На расчищенном от путанных и даже
невежественных мыслей месте Сократ начинал вместе с учеником возводить здание
достоверного, проверенного на оселке противоречий знания, построенного на фундаменте
|
|
теоретического объяснения и доказательства.
Ведение (агогика) учеников от привычно непонятного и только кажущегося понятным, от
мнения, к собственно научному знанию, к убеждениям вооружает учеников методом
исследования, логических рассуждений, доказательств. Учитель тем самым пробуждает
способность молодых людей к размышлению, к открытиям, к интеллектуальной свободе, к
творчеству.
Заботясь об оригинальности своих собеседников-учеников, Сократ даже не пытался
сделать их похожими на себя самого. Сократ вызывал к жизни вдохновение учащихся, ведя
их от одного трудного (!) успеха к другому. Он был одновременно чутким и тактичным,
суровыми правдивым, справедливым и требовательным.
"Сократ, собственно, не учил истине, которую его ученики обрели от него, – человек из
глубины собственной души должен черпать, созерцая и размышляя, все то, что будет для
него действительным и истинным в жизни, а затем доказывать доказывать это на деле"
(Гегель).
Сократическая беседа (или "сократовский диалектический разговор") как метод обучения
получила название эвристической. Ее современной модификацией являются приемы
проблемного обучения.
Развивающая сила этого метода в том, что он приобщает молодых людей к диалогу с
другими людьми и с собой (внутреннему диалогу) как к высшей форме мышления. Он учит
противопоставлять каждому тезису антитезис и рассматривать создавшееся противоречие,
чтобы разрешить его, но не как выбор полярностей, а как единство противоположностей. То
|
|
есть учесть сущностные компоненты обеих противоположностей.
Великое достоинство сократической беседы еще и в том, что она принуждает ученика
конкретизировать абстрактные представления и развивать их до уровня понятия – понимания
сущности вещей, явлений, процессов, раскрытия их объяснительного принципа. До уровня
знания об универсальных, всеобщих законах бытия.
Одним из первых в мировой истории Сократ поставил вопрос о способах образования
общих понятий. Он постулировал наличие в каждом здоровом человеке разума (нус) как
самой главной человеческой способности. Одновременно нус есть Вселенский Разум.
Всеобщее поэтому может быть усвоено каждой человеческой головой. Каждый способен к
добродетели и совершенству в той степени, в какой он получает доступ к знаниям
(пониманиия) добродетели и совершенства (арете).
Добровольно никто не хочет быть плохим, добровольно никто не ошибается; дурные
поступки суть продукт душевной ошибки, совершаемой по невежеству, стало быть, по
необходимости. Беда в том, что ближайшие нужды и непосредственные интересы заслоняют
от человека отдаленные последствия его поступков. Так луна кажется детям большей, чем
другие спутники и планеты.
Разуму обязательна измерительная способность, чтобы видет и далекое, и сложное так же
ясно, как близкое и простое. Это и есть мудрость – ясное видение истины. Мудрость же
неизбежно ведет к добродетели: ведь невозможно сбиться с дороги, когда она ясно видна.
Итак, совершенству можно учить и научать, оно есть знание, которое доступно прочному
усвоению.
А поскольку с арете (совершенством, доблестью) совпадает счастье, постольку счастью
можно и должно учиться, как любому искусству. Жизнь есть искусство, теорией которого
выступает философия – единственный источник правильной нравственной ориентировки
личности.
Поэтому без философского образования нет никакого образования.
Философия призвана помочь человеку понимать себя, чтобы создавать себя. Она источник
становления и укрепления совести – понятого долга.
Философское воспитание необходимо также, чтобы силой мысли преодолеть страх
смерти.
Идея Сократа об определяемости нравственного поступка мышлением оказала длительное
благотворное влияние на развитие реалистической психологии и педагогики, особенно на
Спинозу и рационалистов XIX-XX века.
Сократ соединил нравственный идеал с моральной практикой, знание – с сознанием,
разум с чувственностью. Он сделал свою жизнь и смерть аргументами в пользу своих идей, и
Кант, Песталоцци, Корчак и Швейцер в этом отношении шли за ним.
Непосредственные ученики Сократа – Платон, Ксенофонт, Евклид из Мегары, Антисфен,
Аристипп, Федон из Элиды – оставили неизгладимый след в высокой культуре человечества.
См. также издания: А. В. Жданов. Сократ как педагог. Харьков, 1892; Н. Марков. Педагог
древнего классического мира – философ Сократ. Чернигов, 1884.