О педагогике Сократа

Учитель мудрости и искусства жизни, Сократ (470/469 – 399 до Р. Х.) изобрел лучший из

известных до сего дня способов развивающего обучения (он же – и наитруднейший),

майэвтику (буквально-- повивальное искусство). Это метод подведения учащегося к истине,

которую он открывает сам, отвечая на искусно задаваемые учителем вопросы и проводя

исследование приводимых учителем примеров.

Сократ-учитель сравнивал себя с оводом, побуждающим сонного к бдению,

пробуждающим мысль. Овод-Сократ "кусал" уверенного в своем знании человека,

маскируясь под наивного невежду (сократовская ирония), обнаруживая противоречия в

представлениях, понятиях и рассуждениях собеседника-ученика. Иначе этот первоначальный

этап обучения называется еще "ударом ската". Его цель – подвести обучаемого к осознанию

неясности, неточности, недостаточности его мнений. На расчищенном от путанных и даже

невежественных мыслей месте Сократ начинал вместе с учеником возводить здание

достоверного, проверенного на оселке противоречий знания, построенного на фундаменте

теоретического объяснения и доказательства.

Ведение (агогика) учеников от привычно непонятного и только кажущегося понятным, от

мнения, к собственно научному знанию, к убеждениям вооружает учеников методом

исследования, логических рассуждений, доказательств. Учитель тем самым пробуждает

способность молодых людей к размышлению, к открытиям, к интеллектуальной свободе, к

творчеству.

Заботясь об оригинальности своих собеседников-учеников, Сократ даже не пытался

сделать их похожими на себя самого. Сократ вызывал к жизни вдохновение учащихся, ведя

их от одного трудного (!) успеха к другому. Он был одновременно чутким и тактичным,

суровыми правдивым, справедливым и требовательным.

"Сократ, собственно, не учил истине, которую его ученики обрели от него, – человек из

глубины собственной души должен черпать, созерцая и размышляя, все то, что будет для

него действительным и истинным в жизни, а затем доказывать доказывать это на деле"

(Гегель).

Сократическая беседа (или "сократовский диалектический разговор") как метод обучения

получила название эвристической. Ее современной модификацией являются приемы

проблемного обучения.

Развивающая сила этого метода в том, что он приобщает молодых людей к диалогу с

другими людьми и с собой (внутреннему диалогу) как к высшей форме мышления. Он учит

противопоставлять каждому тезису антитезис и рассматривать создавшееся противоречие,

чтобы разрешить его, но не как выбор полярностей, а как единство противоположностей. То

есть учесть сущностные компоненты обеих противоположностей.

Великое достоинство сократической беседы еще и в том, что она принуждает ученика

конкретизировать абстрактные представления и развивать их до уровня понятия – понимания

сущности вещей, явлений, процессов, раскрытия их объяснительного принципа. До уровня

знания об универсальных, всеобщих законах бытия.

Одним из первых в мировой истории Сократ поставил вопрос о способах образования

общих понятий. Он постулировал наличие в каждом здоровом человеке разума (нус) как

самой главной человеческой способности. Одновременно нус есть Вселенский Разум.

Всеобщее поэтому может быть усвоено каждой человеческой головой. Каждый способен к

добродетели и совершенству в той степени, в какой он получает доступ к знаниям

(пониманиия) добродетели и совершенства (арете).

Добровольно никто не хочет быть плохим, добровольно никто не ошибается; дурные

поступки суть продукт душевной ошибки, совершаемой по невежеству, стало быть, по

необходимости. Беда в том, что ближайшие нужды и непосредственные интересы заслоняют

от человека отдаленные последствия его поступков. Так луна кажется детям большей, чем

другие спутники и планеты.

Разуму обязательна измерительная способность, чтобы видет и далекое, и сложное так же

ясно, как близкое и простое. Это и есть мудрость – ясное видение истины. Мудрость же

неизбежно ведет к добродетели: ведь невозможно сбиться с дороги, когда она ясно видна.

Итак, совершенству можно учить и научать, оно есть знание, которое доступно прочному

усвоению.

А поскольку с арете (совершенством, доблестью) совпадает счастье, постольку счастью

можно и должно учиться, как любому искусству. Жизнь есть искусство, теорией которого

выступает философия – единственный источник правильной нравственной ориентировки

личности.

Поэтому без философского образования нет никакого образования.

Философия призвана помочь человеку понимать себя, чтобы создавать себя. Она источник

становления и укрепления совести – понятого долга.

Философское воспитание необходимо также, чтобы силой мысли преодолеть страх

смерти.

Идея Сократа об определяемости нравственного поступка мышлением оказала длительное

благотворное влияние на развитие реалистической психологии и педагогики, особенно на

Спинозу и рационалистов XIX-XX века.

Сократ соединил нравственный идеал с моральной практикой, знание – с сознанием,

разум с чувственностью. Он сделал свою жизнь и смерть аргументами в пользу своих идей, и

Кант, Песталоцци, Корчак и Швейцер в этом отношении шли за ним.

Непосредственные ученики Сократа – Платон, Ксенофонт, Евклид из Мегары, Антисфен,

Аристипп, Федон из Элиды – оставили неизгладимый след в высокой культуре человечества.

См. также издания: А. В. Жданов. Сократ как педагог. Харьков, 1892; Н. Марков. Педагог

древнего классического мира – философ Сократ. Чернигов, 1884.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: