Педагогика высшей школы

С.Н. Добросмыслова

Тверской государственный университет

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Рассмотрена проблема готовности студентов к реализации требований, предъявляемых обществом к ним не только как к специалистам, но и как к людям способным изменять собственное поведение в зависимости от условий, диктуемых социальными процессами, свободно входить в разные социальные среды и исполнять различные социальные роли. Дается вывод, что одним из направлений социально-педагогической политики должна быть организация работы вузов по формированию у студентов социальной компетентности с целью повышения их профессионализма, конкурентоспособности на рынке труда, а также эффективности выполнения ими социальных функций в обществе.

This article deals with the problem of students’ willingness to meet the demands put on them by society, both as specialists and as people capable of changing their behavior depending on the conditions of social processes, as well as their willingness to fit into different social environments and to perform different social roles. The article concludes that one of the socio-pedagogical policy directions should consist in organizing college work to form social competence among students. This could lead to increasing their professional competence, competitive ability in the labor market as well as to successful performance of their roles in society.

Ключевые слова: социальная компетентность, содержательный и операциональный компоненты социальной компетентности, социальные роли и функции, готовность студентов к профессионально-трудовой деятельности, готовность специалистов к созданию собственной семьи и выполнению общественно-гражданских функций.

Keywords: social competence, substantial and operational components of social competence, social roles and functions, students’ readiness to professionally-labor activity, speacilists’ readiness to create a family carry out social functions.

Социально-экономические и политические условия России начала XXI столетия задают новый социальный контекст жизни и деятельности человека. Происходит смена устоявшихся традиций, ментальных характеристик образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей. Вырисовываются и дают о себе знать новые социальные нормы и установки. Иными становятся требования к развивающейся личности и тем более к выпускникам высших учебных заведений. Такие перемены существенно повысили ожидаемый вклад образования в реформирование общества, определив образовательный сектор в качестве приоритетного в структуре его жизнедеятельности.

В настоящее время эффективно действующим оказывается специалист, адекватно реагирующий на новые социальные ожидания, мобильный, способный к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, к постоянному обновлению своих личностных ресурсов. Однако анализ социальной и учебно-воспитательной практики показывает, что очень часто выпускники вузов не готовы к реализации требований, предъявляемых обществом к ним не только как к специалистам, но и как к людям, выполняющим еще и другие социальные функции. Вследствие этого студенты, только что закончившие вуз, испытывают трудности в процессе социализации, пребывают в состоянии неуверенности в собственных силах на этапе вступления в самостоятельную жизнь.

В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировав «“четыре столпа”, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [2], определил, по сути, основные глобальные компетентности. Так, согласно Жаку Делору, одна из них гласит – «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе» [2].

По нашему мнению, социальная компетентность является одним из значительных факторов, способных обеспечить устойчивую жизнедеятельность будущих специалистов во всех сферах деятельности, а также необходимым условием успешной деятельности студента. Исходя из этого, под социальной компетентностью мы понимаем совокупность конкретных качеств личности, способностей, социальных знаний и умений, обеспечивающих интеграцию человека в общество посредством продуктивного выполнения им различных социальных ролей.

В данном контексте формирование социальной компетентности у будущих профессионалов приобретает одно из приоритетных направлений функционирования современной системы высшего образования. То обстоятельство, что формирование социальной компетентности студентов по своим целям в значительной мере совпадает с целями их воспитания, означает возможность преодоления разрыва между обучением и воспитанием, между самообразованием и самовоспитанием, а вместе с этим и значительного приближения результатов к целям формирующего воздействия. Вследствие этого одним из направлений социально-педагогической политики должна быть организация работы образовательных учреждений по формированию у студентов социальной компетентности с целью повышения их профессионализма, конкурентоспособности на рынке труда, а также эффективности выполнения ими социальных функций в обществе. В частности, речь должна идти о том, чтобы в условиях подготовки будущих специалистов, а значит, при отборе и формировании учебного материала для вузов прогнозировать и учитывать те особенности жизнедеятельности, с которыми выпускники встретятся в первые и последующие годы самостоятельной профессиональной и социальной жизни. Так, введение в деятельность высших образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, направленных не только на профессиональное, но и в целом социальное становление личности, должно способствовать формированию социально-психологической готовности человека к выполнению им социальных функций, способности изменять собственное поведение в зависимости от условий, диктуемых социальными процессами, свободно входить в разные социальные среды и исполнять различные социальные роли.

Обобщая взгляды зарубежных и отечественных ученых на важные составляющие социальной компетентности, представляется возможным рассмотреть структуру данного феномена с учетом выполнения человеком основных социальных ролей. На наш взгляд, состав социальной компетентности в связи с готовностью человека к определенным видам деятельности имеет следующее содержание:

· готовность к профессионально-трудовой деятельности: знание вопросов делового этикета; знание основ планирования профессиональной карьеры, методов поиска работы и продвижения по карьерной лестнице; знание действующего трудового законодательства; знание прав граждан в области занятости; умения и навыки проведения маркетинга и самомаркетинга в поисках работы и продвижения по служебной лестнице, профессиональная компетентность и т.д.;

· готовность к созданию собственной семьи: знание сущности психологических особенностей брачно-семейных отношений; знание основ педагогической культуры родителей, связанных с воспитанием детей; знание особенностей семейного воспитания, методов и средств семейного воспитания и умения применять эти знания; навыки в осуществлении домашнего труда; знание семейного законодательства, прав и обязанностей супругов, родителей и детей и т.д.;

· готовность к выполнению общественно-гражданских функций: знание о социальных институтах и структурах, их представителей в обществе; знание о функционировании социальных групп, знание своих гражданских прав и обязанностей и т.д.

На наш взгляд, структура социальной компетентности состоит из двух основных компонентов: содержательного, включающего социальные знания, и операционального (прикладного), включающего владение технологией деятельности, социальные умения и навыки. При этом успешность ее формирования у человека зависит от наличия ценностных отношений личности к профессии, семье, обществу, членам общества, влияющих на формирование личностной композиции социальных отношений. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, а также в мировоззрении личности, оказывают существенное влияние как на реальное поведение студентов, так и на их восприятие окружающего мира и себя в нем. Изучение ценностных ориентаций дает возможность выяснить причину избирательного отношения к действительности, а также характер отношений к тому или иному явлению, факту, событию.

Обобщая взгляды ученых на важные социальные знания и умения человека в процессе овладения им различными социальными ролями, представляется необходимым привести данные общероссийского репрезентативного социологического исследования Российского независимого института социальных и национальных проблем на тему «Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?», посвященного выявлению жизненных планов и ценностных ориентаций современной молодежи и студенчества [1]. Выяснилось, что в первую тройку жизненных целей молодежи и студенчества вошли следующие составляющие: получить хорошее образование (13,9% респондентов), устроиться на хорошую работу (12%) и иметь хорошую семью (11,8%). При этом современная молодежь опасается возможности не получить хорошую работу (18,7%), потерять работу (19,8%), не суметь создать семью (13,6%), остаться без друзей (28%). Иначе говоря, мы видим, что свою жизнь молодые люди прежде всего отождествляют с наличием хорошей работы, хорошей семьи и боятся не достичь этого. Таким образом, для того чтобы молодежь и, в частности, студенчество, как одна из составляющих данной социальной группы, были более уверены в завтрашнем дне и в своих силах, необходимо формирование социальных знаний и социальных умений, помогающих им более эффективно функционировать в обществе, добиваться поставленных целей, быть успешными, признанными другими людьми, а значит, социально компетентными.

Актуализируют рассматриваемую тему, усиливают ее значимость обостряющиеся в современных условиях противоречия:

· между требованиями общества к специалисту в плане готовности к выполнению основных социальных функций и отсутствием у него необходимого социального опыта для эффективного приспособления к динамично изменяющимся условиям среды;

· между осознанием необходимости гармоничного и бесконфликтного существования в конкретной среде (природной, социальной, культурной и т.д.) и неразвитой способностью на практике его осуществлять;

· между стоящей задачей перед высшей школой в повышении духовного потенциала будущих специалистов различных областей, которые должны быть не только специалистами в выбранной сфере профессиональной деятельности, но и владеть знаниями и умениями, необходимыми для активной социальной жизни, и недостаточным вниманием в рамках существующей образовательной системы к формированию социальной компетентности студентов.

Сложившаяся ситуация обусловлена следующими факторами:

· предметы общественно-гуманитарного цикла современного образовательного процесса слабо ориентированы на формирование социальной компетентности, целостных социально-гуманитарных представлений, выработку необходимого опыта социальной и профессиональной деятельности (не на всех факультетах вузов введены дисциплины, формирующие наиболее ценные знания и умения, необходимые студентам для выполнения ими социальных ролей после окончания учебного заведения);

· фрагментарная, преимущественно объектно-дисциплинарная взаимосвязь гуманитарной и профессиональной подготовки не способна воспроизводить относительно целостные акты функционально-ролевой деятельности будущего специалиста (дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического блока уделяют недостаточное внимание формированию социально значимых умений и навыков);

· наблюдается рассогласованность между информационно-теоретической доминантой минимальных требований к содержанию предметов социально-гуманитарного цикла и требованиями к подготовленности и развитию личности специалиста, основу жизнедеятельности которого составляет социальная компетентность;

· мероприятия по внеучебной работе, направленные на формирование социальной компетентности (отдельных ее компонентов), не получают достаточного информационного освещения в студенческой среде и т.д.

Таким образом, на основании теоретического анализа можно заключить, что социальная компетентность соединяет в себе ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания в качестве руководства к действию, умения осуществлять социальные технологии в основных сферах деятельности человека, связанных с созданием своей семьи, профессиональной деятельностью, выполнением человеком гражданских функций.

Необходимость социальных знаний, умений, навыков и способностей, являющихся структурными составляющими социальной компетентности социализирующейся личности, подтверждается трудами целого ряда исследователей. Один из важнейших выводов следующий: социальная компетентность должна быть приобретена и сформирована в рамках первичной, вторичной и третичной социализации, осуществляемой в процессе деятельности, в том числе и учебной.

Таким образом, содержание образования в вузе должно быть направлено на развитие целостного человека, его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать), его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, профессионалом) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом внимание должно быть сконцентрировано на двух неразрывно связанных сферах воспитания – теоретической и практической, учебном процессе и его логическом продолжении во внеаудиторной воспитательной работе. Только при условии разносторонней учебно-воспитательной работы, отвечающей интересам и потребностям студентов – будущих специалистов и профессионалов, а также всего общества в целом, вуз сможет готовить полноценных специалистов и граждан, сочетающих профессионализм с высокими социальными качествами, сознательных, целеустремленных, уверенных и социально компетентных людей.

Список литературы

1. Баздырев К.А. Рынок и жизненные планы студентов // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 2005. №1.

2. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленной ЮНЕСКО. Изд. ЮНЕСКО, 1996.

Reference.

1. Bezdyrev K.A. Market and Students’ Plans for Life// The Moscow State University Bulletin. Ed. 6, Economics. 2005 N1

2. Delor G. Education: the Concealed Treasure. The International Comission for Education for the 21st Century Report, presented by UNESCO. Publishing house of UNESCO, 1996


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: