Контрольная работа

Сравнительная характеристика музейных экспозиций отдела этнографии Национального музея республики Коми и музея археологии и этнографии Сыктывкарского государственного университета.

Научный руководитель:

к. и. н., доцент

Чудова Татьяна Ивановна

Исполнитель:

студентка 511 группы,

Аллес Екатерина Владимировна

Сыктывкар, 2013

Крупнейший и старейший музей республики — Национальный музей республики Коми. Музей был создан 17 октября 1911 года на базе собрания предметов этнографии, археологии, палеонтологии и небольшой библиотеки. Создатель и первый директор — учитель, историк, этнограф А. А. Цембер.

Вещественные, письменные, изобразительные свидетельства, собранные в музейных фондах охватывают значительный период истории республики Коми от эпохи палеолита до XXI века. Собрание музея является незаменимым при проведении исторических, этнографических, археологических, естественнонаучных исследований.

Из всех отделов Национального музея РК, наибольший интерес для меня как для жителя Республики Коми представляет отдел этнографии. Экспозиция этого отдела, находящегося в бывшем торговом доме купцов Дербеневых, носит название «Традиционная культура коми в обрядах жизненного цикла конца XIX — начала XX века», и, на мой взгляд, играет определяющую роль в сохранении традиционных ритуалов, обрядов, окружающих предков коми на протяжении многих лет.

Как в любом из исторических музеев, экспозиция этого отдела отражает исторический процесс, разные его стороны, конкретные исторические события и явления, подкрепленные источниками. Главным принципом построения музейной экспозиции является научная концепция. Научная экспозиция должна отражать историческую действительность, как единый, многообразный и многогранный процесс, требующий тщательного изучения. Если быть точнее, научной концепцией отдела этнографии являются обряды жизненного цикла, под названием «Олic-вылiс гозъя» или «Жила-была пара», охватывающая весь жизненный путь от рождения до смерти. Экскурсия представляет собой движение по петлеобразной траектории, символизирующей охотничий путик. Начинается экскурсия с зала, где внимание приковывает реконструкция крестьянского деревенского дома. Дом рассматривается как полная чаша, где есть все необходимое для благополучного проживания деревенской семьи. Небольшое пространство для повети можно объяснить нехваткой музейной площади.

Далее мы оказываемся в «игрищном» зале. Экспонаты и оформление этого зала отражают календарную обрядность. Наличие предметов из дерева отражает формы приспособления человека к окружающей среде. Отчетливо видно, что научная концепция музея согласуется с художественной.

Так же отметим то, что четко поставлен сценарий музейной экспозиции, отражающий как реалии музейной экспозиции, так и историческую действительность. Мифологические и сказочные сюжеты, умело и лаконично вписанные в повествование экскурсовода, делают экскурсию более легкой к восприятию, создают вокруг нее яркий эмоциональный фон.

Первый зал экспозиции, в котором представлены карта и идолы, которые создают атмосферу финно-угорского мира, открывает перед нами картину прошлого. После этого мы проходим в зал, где нас встречает реконструкция обряда выбора пары, созданная при помощи костюмов и игрового пространства. Логично то, что следующей реконструкцией является реконструкция свадебной обрядности, что говорит о логичности построения музейной экспозиции.

Далее нашему вниманию представляется баня — важный объект в быту и в традиционной обрядности коми. Баня вобрала в себя сюжеты связанные как с традиционными обрядами в виде родильного обряда, так и традиционное занятие коми — варка пива. О занятиях коми говорит промысловый комплекс, представленный охотничьей избушкой с печкой-каменкой, и со всем необходимым для охотника инвентарем.

Экспозиция музея археологии и этнографии СыктГУ в сжатом виде демонстрирует историю адаптации человека к природной среде обитания.

Строительство экспозиции осуществлялось в едином стиле с соблюдением научной достоверности. Фундаментом создания этого образа стали подлинные артефакты, хранящиеся в фондах музея.

Выставка археологического материала, отражающая культурно-хронологический принцип экспозиции, начинается с эпохи мезолита. Детализируя ранние этапы истории Европейского Северо-Востока, отдельные витрины, отведенные для разных археологических культур, знакомят с археологической классификацией керамического и кремневого инвентаря.

В особую витрину выделен культовый памятник - Адакское пещерное святилище, используемый в течении длительного периода. Такая выделенность данного археологического объекта позволяет подробно остановиться на характеристике мировоззренческих представлений древнего населения, обозначить принципы устройства мира и сопоставить с этнографическими данными о строительстве дома как моделировке космического пространства.

Предметы культовой пластики, начиная с каменных фигурок эпохи бронзового века и заканчивая бронзовыми бляшками пермского звериного стиля, экспонируются отдельно, что позволяет детально остановиться на мифологических представлениях предков, сопоставляя с данными этнографии.

В единый комплекс объединены предметы из разных памятников, связанные с развитием металлургического производства на Европейском Северо-Востоке. Такое объединение артефактов позволяет достаточно подробно остановиться на рассмотрении технологии изготовления металлических предметов в разные хронологические периоды. При этом демонстрируются не только результаты металлургического производства в виде предметов из черного и цветного металла, но и артефакты, связанные с технологией изготовления (тигли, льячки, формочки).

В экспозицию музея органично вписаны реконструкции могильных сооружений средневековья, совершаемые по обряду кремации и ингумации. Над саркофагами расположены фото и графические материалы, отражающие топографию могильников Перми вычегодской и типологию могильных ям. Рядом в витринах расположен весь комплекс предметов материальной культуры непосредственных предков коми (зырян). Две большие витрины демонстрируют изделия из черного и цветного металла и керамические сосуды, а в небольшой витрине между ними выставлены серебряные украшения, характерные для этого периода.

Комплекс, демонстрирующий земледелие и животноводство, включает основные сельскохозяйственные орудия труда. Кроме этого здесь представлены женский костюм коми (ижемки) и сысольский девичий костюм. Объединение в единое целое разнородного этнографического материала связано с комплексным подходом к освещению данной темы. В силу исторически сложившихся традиций занятие земледелием и животноводством входят в сферу деятельности женской половины общества. Девичий и женский костюмы позволяют подчеркнуть различия в использовании материалов, технологии кройки и шитья северного и южного костюмов, а также обозначить их символику.

Мужская половина общества была более мобильна, она занималась охотой и рыболовством. Поэтому в блоке, представляющем присваивающую форму хозяйства коми (зырян), кроме охотничье-рыболовческих орудий труда, представлены мужские костюмы, на примере которых демонстрируется символическое значение орнаментики в костюме.

Эти две сферы хозяйственной деятельности коми (зырян) дополнительно отмечены цветовой гаммой подиумов, на которых выставлены этнографические предметы. Цветовая палитра соответствует гендерной символике цвета в рамках бинарной оппозиции. Комплекс, связанный с земледелием и животноводством, имеет красно-кирпичную цветовую гамму подиума и подставок. Комплекс, связанный с охотой и рыболовством, окрашен в синий цвет.

Медная и глиняная посуда представлены на разноуровневом подиуме, расположенном в непосредственной близости к археологическим витринам, в которых представлены глиняные и медные артефакты различных археологических эпох. Такое экспонирование позволяет образно представить историю развития технологических приемов моделирования посуды во времени и пространстве. Композиционно данный подиум также решается в двух плоскостях, что создает эффект объема, а также позволяет подчеркнуть трехчастную структуру Космоса.

Этнографический материал логически завершает освещение истории адаптации человека к жизни на севере, целостно демонстрирует традиционную культуру, знакомит с основными занятиями коми (зырян). Этнографические экспонаты объединены в четыре комплекса и четыре витрины, дающие представление о хозяйственной деятельности жителей Коми края.

Пространственная организация отдела этнографии Национального музея республики Коми отличается разбивкой экспозиционных площадей. Светлые стены не отвлекают внимание, а яркие экспонаты выделяются на этом фоне и легче воспринимаются. Метод экспонирования комплексный, ансамблевый, не предусматривающий наличие витрин.

Что касается отдела музея археологии и этнографии СыктГУ, расположение витрин с этнографическими экспонатами в едином ряду с витринами археологических эпох позволяет продемонстрировать единство исторического процесса, последовательность смен эпох и культур.

Цветовая гамма музейного комплекса СыктГУ имеет нейтральный фон, но в то же время соответствует мифологическим цветовым представлениям коми (зырян). При строительстве экспозиции используется коллекционный показ, а также сюжетный принцип создания единого музейного образа.

Общее решение цветовой гаммы Национального музея неоднородно. Серовато-белые стены не отвлекают внимание посетителя от самих экспонатов. Зал, где показана коллекция прялок, покрашен в красный цвет. Красный цвет носит двойственный характер, как положительный, так и отрицательный и относится ко всем трем мирам: верхнему, среднему и нижнему. Так и прялки, олицетворяют три мира. Можно сделать вывод, что решение цветовой гаммы музея построено логично.

Наибольшее внимание в музее СыктГУ привлекла витрина под названием «Серебряные украшения средневековых могильников». Здесь каждый экспонат можно назвать основным, так как каждый из них имеет определенную ценность – и браслет, и серьги. Экспонаты находятся в витрине на синем фоне, который отлично импонирует серебряным изделиям.

На мой взгляд, самым заметным комплексом из всей экспозиции Национального музея является комплекс с Йиркапом. Этот комплекс привлекает внимание во многом благодаря потрясающему повествованию экскурсовода, который эмоционально совместил легенду и исторический факт. Что же касается внешней характеристики этого комплекса, там представлены фигуры людей, охотничья одежда, промысловый инвентарь. Чем еще привлекателен этот музейный комплекс, так это тем, что там спокойно сосуществуют обряд выбора пары и картина охотничьего быта. Легенда эта более объемная по сюжету, но экскурсовод кратко, но максимально содержательно пересказала нам эту легенду. В этой легенде также идет пропаганда бережного отношения к природе.

Проанализировав экспозиции можно сказать, что научное и художественное решение основной задачи музейных экспозиций полностью выполнено. Логичность построения комплексов, цветовая гамма стен выстроена идеально. Построение музейных экспозиций соответствует всем правилам музееведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: