Государственные и муниципальные предприятия

Их имущество находится соответ­ственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ПО. Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия явля­ются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распреде­лено по вкладам.

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника и устав, утвержденный указанным лицом. В соответствии с п.2 ст. 52 ГК в учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, являет­ся специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяйствования, которые определены им собственником в уставе. Однако это не означает, что унитарные предприятия ограничены в совершении различных сделок. Если иное специально не установлено собственником в уставе, они вправе совершать всякие сделки, необходимые им для достижения це­лей, предусмотренных в уставе.

Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содер­жать указание на собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций. В отличие от других предпринимательских юридических лиц, орга­ны управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руко­водитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником, либо В настоящее время правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ГК, а также рядом специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных раз­новидностей этих юридических лиц.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ве­дения. Оно создается по решению уполномоченного на то государствен­ного органа (комитета по управлению государственным имуществом) или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Характер имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст. 295 ГК. Собственник имущества унитарного предприятия имеет широкие полномочия по вопросам его деятельности. Он вправе:

а) принимать решение о его создании, реорганизации и
ликвидации;

б) определять содержание его специальной правоспособности
(предмет и цели деятельности);

в) назначать на должность и освобождать от должности руко­водителя (директора) предприятия;

г) осуществлять контроль за использованием по назначению и сох­ранностью принадлежащего предприятию имущества. Кроме того, соб­ственник имеет право на часть прибыли унитарного предприятия.
Сделки, которые унитарное предприятие совершает со своим
недвижимым имуществом, требуют согласия собственника.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управ­ления, создается по особому решению Правительства Российской Фе­дерации на базе имущества, находящегося в федеральной собствен­ности (п. 1 ст. 115 ГК). При этом, устав казенного предприятия является его учредительным документом и утверждается Правительством (п. 2 ст. 115 ГК). В постановлении Правительства от 12.08.94 № 908 было указано, что устав казенного завода утверждается федеральным орга­ном исполнительной власти на основе Типового устава. Права казенного завода на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с правилами ГК об оперативном управлении (ст.ст. 297,298): он вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Следова­тельно, согласие собственника требуется для распоряжения любым имуществом такого предприятия, как движимым, так и недвижимым.

Источниками формирования материальной базы казенного завода являются: 1) имущество, переданное ему по решению Правительства Российской Федерации для ведения основных видов деятельности; 2) денежные и иные средства, полученные от реализации продукции {работ, услуг) предприятия; 3) средства, выделенные из федерального бюджета или внебюджетных фондов.

Руководство казенным предприятием осуществляется директором, действующим на принципах единоначалия, который назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом правительства, утвердившим его устав.

В силу прямого указания закона (п. 5 ст. 115 ГК) Российская Феде­рация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенно­го предприятия при недостаточности его имущества. Таким образом, государство принимает на себя риски, связанные с деятельностью предприятия, и в дополнительном порядке отвечает за его долги всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Реор­ганизация и ликвидация казенных предприятий также осуществляется Правительством Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: