Темы докладов по искусству Византии (1 курс)

ИВАНОВА АНТОНИНА 2 февраля 2009 в 19:03

отдел Византийского искусства находятся в Эрмитаже на 3 этаже.
Экспозиция расположена в залах 381, 381 (а), 382 и на лестнице перед входом в залы.

(в 2013 – 2014 гг. проводится ремонт этих залов, экспозиция византийского искусства временно перенесена на 2 этаж (номер и расположение зала можно спросить у любого смотрителя)
Некоторые памятники на этой временной экспозиции отсутствуют. Нужно иметь ввиду, что доклад можно готовить ТОЛЬКО по тому памятнику, который Вы видели в реальности, а не по фото.

ИВАНОВА АНТОНИНА написала 2 февраля 2009 в 19:33 доклад № 1. ИНТЕРЬЕР ВИЗАНТИЙСКОГО ХРАМА. Рассказать о основных типах византийских храмов (базилика, ротонда, крестовокупольный), об особенностях декорирования интерьеров и фасадов (как и чем их декорировали, материалы, техники, символика изображений). В основе византийского искусства лежит античное искусство... поэтому в византийском искусстве, особенно в раннем, можно увидеть черты античности (привести примеры). В то же время искусство Византии глубоко самобытно и в своем развитии достигло небывалых высот. Рассказать, чем был обусловлен такой взлет искусства (внесение в прекрасные античные формы нового христианского содержания, что постепенно изменило и саму форму, наполнив ее духовным содержанием и глубокой символикой). Принести фотографии византийских мозаичных орнаментов (настенных, напольных). Принести фотографии интерьера (чтобы видна была колоннада) и внешнего вида одного из византийских храмов. В докладе рассматриваются следующие памятники: 1. Все имеющиеся на экспозиции византийские капители (залы № 381, 381 (а), 382 и на лестнице перед входом в залы). необходимо организовать работу группы так, что бы студенты в форме диалога смогли выявить в этих памятниках как античные черты, так и новые черты, не свойственные античному искусству. 2. Алтарная преграда с крестом (находится на лестнице перед входом в залы). Удалить
ИВАНОВА АНТОНИНА написала 2 февраля 2009 в 19:46 доклад № 2. СКУЛЬПТУРА В ВИЗАНТИЙСКОМ ХРАМЕ. Необходимо рассказать о значении скульптуры в античности и ее главенствующем месте в интерьере любого античного храма. Рассказать о значении скульптуры в христианском искусстве (первоначально скульптура в храмах присутствует, но постепенно от нее отказались, объяснить почему). На примере памятников из Эрмитажа показать эволюцию скульптуры (от круглой скульптуры к более плоской, декоративной и, далее, к рельефу). В докладе рассматриваются следующие памятники: 1. Две скульптуры «Христос — добрый пастырь», IV и V вв. Принести на занятие фотографии других скульптур или живописных (фреска, мозаика) изображений на этот же сюжет. необходимо организовать работу группы так, что бы студенты в форме диалога смогли выявить в этих памятниках ранние античные черты и более поздние черты символического христианского искусства. Удалить
ИВАНОВА АНТОНИНА написала 2 февраля 2009 в 20:11 доклад № 3. РЕЗЬБА ПО МРАМОРУ (в интерьере византийского храма). Нужно рассказать о расположении и функциях (назначениях) предметов в христианском храме (храм, часовня, мавзолей, кладбище) на примере памятников из коллекции Эрмитажа. В докладе рассматриваются памятники: 1. Саркофаг с евангельскими сценами 4 века (находится в зале 380 под картой Византии); 2.Часть алтарной преграды с цирковыми сценами (находится под мозаикой, изображающей ангела);); 3. Надгробие с крестом 6 век (находится напротив мозаики, изображающей ангела); 4. Часть рельефа, в виде виноградной лозы (находится в витрине, где располагаются византийские ткани). необходимо организовать работу группы так, что бы студенты в форме диалога смогли выявить в этих памятниках как античные черты, так и новые черты, не свойственные античному искусству. Понять смысл и символику рельефных изображений, выяснить сюжет и назвать изображенных на рельефах персонажей. Удалить
ИВАНОВА АНТОНИНА написала 2 февраля 2009 в 20:25 доклад № 4. МОЗАИКА В ВИЗАНТИЙСКОМ ХРАМЕ, Нужно рассказать об истории появления мозаики (в искусстве каких стран она использовалась, для чего, основные сюжеты). Кратко рассказать о технологии мозаики и ее материалах. Назначение мозаики и ее главные художественные задачи. Как изменились ее задачи в христианском храме, новые сюжеты, новые принципы изображения. Значение золотого фона (художественное и символическое). В докладе рассматриваются памятники: 1. мозаика «Архангел Гавриил» из Равенны, VI в. Принести на занятие фотографии других мозаик на этот же сюжет, но более позднего времени создания. необходимо организовать работу группы так, что бы студенты в форме диалога смогли выявить новые черты, не свойственные античному искусству. Найти в изображении символы и знаки, указывающие на неземное происхождение персонажа и на его функции. Выяснить сюжет и назвать изображенного на мозаике персонажа. Удалить
ИВАНОВА АНТОНИНА написала 2 февраля 2009 в 21:02 Доклад № 5. ДПИ В ВИЗАНТИЙСКОМ ИСКУССТВЕ Нужно рассказать об истории техники, о технологии, материалах. Рассказывая о технике, нужно привести 2-3 примера из экспозиции византийского искусства в собрании Эрмитажа. Кратко рассказать об утилитарном назначении данных предметов (для чего они использовались и как) (для показа выбирайте наиболее интересные, яркие по художественных характеристикам примеры) В докладе рассматриваются следующие виды техник: 1. резьба по кости и дереву (церковные диптихи и пластины XII—XIII вв., например: пластинка (слоновая кость) с изображением шести праздников, XI—XII вв.; триптих (слоновая кость) с изображением Богоматери с младенцем, XI—XII вв.; диптих (слоновая кость) с изображением евангельских сцен X— XI вв.). 2. портативная мозаика (мозаичные иконы XIII—XIV вв.: «Христос Пантократор», «Четыре святителя», «Пророк Самуил», зал 382); 3. художественная обработка металла (ковка, чеканка, скань (филигрань), зернь, литье, гравировка, золочение, серебрение, чернение, инкрустация) на примере любых (по выбору студента-докладчика), наиболее интересных предметов из экспозиции византийского искусства (пример, церковной утвари: блюдо Патера, дискос, серебряный кувшин, IV—VII вв., ювелирные украшения). 4. эмали (выемчатая и перегородчатая, одноцветная и многоцветная) иконы и складни, выполненные в технике эмали (памятники по выбору докладчика, залы №381, 382); 5. Ювелирная резьба по камню - камеи (памятники по выбору докладчика, зал №382). Тема очень интересная... постарайтесь не перегружать доклад долгим перечислением названий инструментов и материалов... а так же зачитыванием всех технологических операций процесса... постарайтесь, что бы у слушателей появилась яркая картина, представляющая многообразие и высокий художественный уровень ДПИ в византийском искусстве... необходимо организовать работу группы так, что бы студенты в форме диалога смогли рассказать, как с помощью той или иной техники мастер добивался интересного композиционного или цветового решения... выполнения поставленной задачи. Удалить
ИВАНОВА АНТОНИНА написала 2 февраля 2009 в 21:51 Доклад № 6. ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ ВОИНОВ В ВИЗАНТИЙСКОМ ИСКУССТВЕ. Этот доклад более сложный, чем предыдущие, так как в нем нужно рассказать о том, что такое икона (молельный образ). О времени его появления, о его функциях, особенностях изображения на нем (чем оно отличается от портрета или исторической картины). Изображения святых на иконах возникли еще в раннехристианский период (1 - 3 века). Однако, иконография (правила и приемы изображений тех или иных персонажей) сложилась постепенно. Появлялись новые способы изображения, усложнялась символика... и наоборот, исчезало все ненужное, лишнее, то, что мешало воспринимать образ святого. Святых в христианской церкви очень много. Одним из "типов" святых являются "святые воины". Это и св. Георгий Победоносец, и св. Димитрий Солунский и мученик Трифон и многие сотни других воинов. Нужно рассказать об особенностях жития (биографии) "святых воинов", что общего во всех этих разных судьбах? Рассказать кратко о технике иконы, о сюжете, о тех, кто изображен и почему. Атрибуты, символика цвета. В докладе рассматриваются следующие памятники (зал 382): 1.икона «Апостол Филипп, Феодор Стратилат и Св. Дмитрий», конец XI- начало XII в.; 2. икона «Св. Георгий, Феодор и Димитрий» XII в. необходимо организовать работу группы так, что бы студенты в форме диалога смогли рассказать об иконографических особенностях изображения воинов в искусстве Византии на примере данных икон. Принести фотографии икон со сходным сюжетом, но другого времени. Найти сходства и различия. Удалить
ИВАНОВА АНТОНИНА написала 2 февраля 2009 в 22:20 Доклад № 7. Икона "СВ. ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ" (вторая половина XII в.) В докладе нужно рассказать о том, что такое икона (молельный образ). О времени его появления, о его функциях, особенностях изображения на нем (чем оно отличается от портрета или исторической картины). Изображения святых на иконах возникли еще в раннехристианский период (1 - 3 века). Однако, иконография (правила и приемы изображений тех или иных персонажей) сложилась постепенно. Появлялись новые способы изображения, усложнялась символика... и наоборот, исчезало все ненужное, лишнее, то, что мешало воспринимать образ святого. Святых в христианской церкви очень много. Одним из "типов" святых являются "святители". Это и св. Николай Чудотворец, и св. Василий Великий и сотни других святых. Нужно рассказать об особенностях жития (биографии) "святителе", что общего во всех этих разных судьбах? Рассказать кратко о художественных приемах иконы, о сюжете, о том, кто изображен (историческая личность, когда и где жил, что сделал важного, почему люди его почитают как святого). Атрибуты, символика цвета, обратная перспектива, ассиметрия рисунка. В докладе рассматриваются следующие памятники: 1.икона «Григорий Чудотворец», вторая половина XII в. (зал 382); необходимо организовать работу группы так, что бы студенты в форме диалога смогли рассказать об иконографических особенностях изображения святителей в иконописи. Увидеть личностные качества изображенного, раскрытые зрителю (молящемуся) иконописцем. Удалить
ИВАНОВА АНТОНИНА написала 2 февраля 2009 в 22:28 Доклад №8. ИКОНА "СВ. АНАСТАСИЯ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦА". Нужно рассказать о сюжете и о личности святой Анастасии. Кратко историю ее жизни (жития). Святых в христианской церкви очень много. Одним из "типов" святых являются "мученики" (или "великомученики"). Это и св. великомученик Пантелеимон Исцелитель, и св. мученица Татиана (Татьяна) и сотни других святых мучеников. Нужно рассказать об особенностях жития (биографии) "святителе", что общего во всех этих разных судьбах? В докладе рассматриваются следующие памятники: 1.икона "Святая Анастасия Узорешительница" (зал 382). необходимо организовать работу группы так, что бы студенты в форме диалога смогли рассказать об иконографических особенностях изображения мучеников в иконописи (атрибуты, символика цвета). Понять, какие основные личностные качества были присущи св. Анастасии и как иконописец смог передать их на этой иконе. С помощью каких художественных средств он смог создать столь выразительный суровый и простой образ? Удалить
ИВАНОВА АНТОНИНА написала 2 февраля 2009 в 22:44 Доклад № 9. ИКОНА "ХРИСТОС-ПАНТОКРАТОР с ктиторами". Пожалуй, это самая сложная их всех "византийских" тем. Нужно рассказать об истории формирования иконографии Христа (как Его изображали, что считали важным передать). Рассказать о спорах между иконопочитателями и иконоборцами (период иконоборчества в Византии). Рассказать об истории нахождения самой иконы (нашли ее Афоне), показать следы реставрации (вертикальная глубокая трещина через всю доску). Рассказать о том, кто такие ктиторы и почему они изображены на полях иконы (какое отношение они имеют к истории создания иконы и отправке ее на Афон). В докладе рассматриваются следующие памятники: 1.икона "Христос-Пантократор с ктиторами" (зал 382). необходимо организовать работу группы так, что бы студенты в форме диалога смогли рассказать о колористических (живописных) особенностях этой иконы, о композиции, об особенностях "рисунка" и значении линии... об иконографических особенностях изображения Христа-Пентократора (атрибуты, символика цвета, сферическая и обратная перспектива, нетварный (божественный, фаворский свет). Удалить

ИВАНОВА АНТОНИНА написала
1 мая 2009 в 1:02

Доклад № 10. ИКОНА "УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ"

В докладе рассматриваются следующие памятники:
1. икона "Успение Богоматери" вт.половина XIV века (зал 382)
литературная основа данного сюжета.
смысл и символика сюжета.

на занятие студент должен принести фотографию (ксерокс) с изображением данного сюжета, например, икона "Успение Богоматери" из Третьяковской Галереи:
http://www.pravoslav.info/map105585_0_0.htm

http://monar.ru/index.php?map/prayer/akafist_Bogu/ak...

Редактировать|Удалить

ИВАНОВА АНТОНИНА написала
1 мая 2009 в 1:06

Доклад № 11. ИКОНА "ИЛИЯ ПРОРОК В ПУСТЫНЕ"

(зал 382)
рассказать о сюжете данной иконы (Ветхий Завет, Библия)
о личности и деяниях пророка Илии, о времени когда он жил
о символике и мысле данного изображения

Редактировать | Удалить

ИВАНОВА АНТОНИНА написала
1 мая 2009 в 1:22

Доклад № 12. ИКОНА "ИОАНН ПРЕДТЕЧА" (Иоанн Креститель)
(зал 382)
икона из деисусного чина (трехчетвертной поворот фигуры, жест рук)
рассказать о сюжете данной иконы (Новый Завет, Библия)
о личности и деяниях Иоанна Предтечи, о времени когда он жил
о символике и мысле данного изображения
на занятие студент должен принести фотографию (ксерокс) с изображением деисусной композиции, например:
http://all-photo.ru/icon/index.ru.html?big=on&im...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: