Основные теоретические ориентации современной социальной психологии

По словам Ольги Аркадьевны, на экзамене нужно будет рассказать про социологическую и психологическую ветви и подходы, относящиеся к ним (теории психоанализа, когнитивизма, интеракционизма и необихевиоризма), то есть 2ой и 3ий пункты лекции.

План лекции:

1) Теоретические предпосылки формирования социально-психологических ориентаций 20го столетия

2) Теоретические ориентации социологической ветви социальной психологии

3) Теоретические ориентации психологической ветви социальной психологии

4) Теоретические ориентации в отечественной социальной психологии

Литература:

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы.

Андреева Г.М. Социальная психология.

Артемьева О. А. Теоретические ориентации социальной психологии 20 столетия

Переходим к первому пункту нашей лекции.

1. В истории социально-психологической мысли принято выделять 3 этапа, которые можно обозначить как:

1) Философский этап (6 в. до н.э. – середина 19 в.)

2) Описательный этап (50е-60-е гг 19 в. – 20е гг 20 в.)

3) Экспериментальный этап (20е гг 20 в. – наше время)

На первом, философском этапе, социально-психологические знания накапливались нецеленаправленно, однако, могут быть выделены из высказываний философов по поводу психики, души или общества вообще.

Наибольшее значение для становления первых социально-психологических идей имели работы Платона и Аристотеля. В их честь две главные ветви социальной мысли были названы платоновской и аристотелевой. Различия в подходах этих философов проявляются при определении приоритета личности или общества в становлении личности. В учении Платона большее значение приписывается обществу, определяющему личность (подход, центрированный на социуме). Аристотель, автор трактата «О душе», считал, что человек становится тем, кто он есть, благодаря своим поступкам, самовоспитанию (подход, центрированный на личности). Таким образом, социологическая мысль разделилась на две ветви еще в древности.

В ходе второго, описательного, этапа на становление социально-психологического знания оказали влияние социологические концепции Огюста Конта, Эмиля Дюркгейма, Герберта Спенсера, психологические теории Владимира Михайловича Бехтерева, Зигмунда Фрейда, Джона Уотсона и других. В этих учениях преимущественно европейских авторов были предприняты попытки определения закономерностей функционирования общества, а также психической и социальной активности личности.

Необходимо остановить особое внимание на теории Огюста Конта как основателя социологической науки. Как, наверняка, вам известно социальная психология образовалась на стыке двух наук – социологии и психологии. С середины XIX в. начинается первый этап в развитии социологии. В этот период закладываются научные основы новой области знания. Начало этого этапа связывают с именем французского философа Огюста Конта (1798—1857 гг.). Социологическое учение Конта включает две части:

1) социальную статику, описывающую взаимоотношения между социальными институтами;

2) социальную динамику, раскрывающую законы и этапы изменения социального прогресса.

Конт сформулировал следующие методологические принципы социологии:

· универсальные законы развития и функционирования общества неотделимы от законов природы;

· открыть их можно при помощи наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода;

· применяться эти методы должны объективно, то есть независимо от оценочных суждений.

Социология на первом этапе своего развития была ориентирована на приложение к обществу объяснительных схем, заимствованных у естественных наук. В это время были заложены начала ряда направлений, которые определяли лицо социологии в XIX в. К ним относятся:

1. Биологическое направление: биологизм был ориентирован на понимание общества и его развития по аналогии с биологическим организмом и эволюцией биологических видов.

2. Социальный механицизм: описывал общественную жизнь и поведение человека по механической модели физического мира.

3. Географическое направление: изучало общество с точки зрения решающей роли географической среды в историческом развитии.

4. Психологический подход в социологии и образования на этой основе ряда направлений, о которых я скажу позже.

Итак, для описательного этапа становления социально-психологического знания характерно определение:

1) Собственно социально-психологических явлений (коллектив, народный дух, толпа, подражание, внушение, заражение и др.)

2) Соответствующих способов и приемов исследования (например, изучение произведений народного искусства, анализ поведения человека в толпе; без количественной обработки и экспериментальной проверки).

Данный этап связывают с появлением трех теорий, две из которых были предложены европейскими исследователями, а третья – ученым из США.

1.Философ Морис Лацарус и языковед Генрих Штейнталь предложили изучать психологию народов. Начиная с 1859 года, на немецком языке ими издавался журнал по этнической психологии и языкознанию, в котором публиковались результаты изучения языка и обычаев людей как проявлений «народного духа». Особое внимание изучению психологии народов (коллективной психологии) уделял В. Вундт. По его мнению «индивидуальная психология, только взятая вместе с коллективной, образует целое психологии». В 1900-1920 гг по результатам изучения «души народа» В. Вундтом было написано 10 томов «Психологии народов».

2.В основе учения психологии масс лежат представления Габриэля Тарда о специфике поведения человека в толпе, то есть неосознаваемом и подражательном характере социального поведения. Особым авторитетом пользуются результаты исследований Гюстава Лебона по специфике поведения человека в массе (толпе и публике), обобщенные в работе «Психология народов и масс». В русле психологии масс работал русский социолог Николай Константинович Михайловский. Автором подчеркивалось значение вожака в управлении толпой. Н.К. Михайловским разработана психология массовых социальных движений, одной из разновидностей которых является революционное движение. Среди основных психологических факторов развития общества исследователь называл подражание, общественное настроение и социальное поведение.

3.В ходе изучения группового сознания, психологии масс, англо-американским психологом Уильямом Мак-Дауголлом была предложена «гармоническая» концепция (от греч. «горме» - стремление, желание) или теория инстинктов социального поведения. Индивидуальное и социальное поведение автор объяснял бессознательным стремлением к цели, присущим человеку и животному, - инстинктом, склонностью.

Таким образом, на начальных этапах становления социально-психологического знания произошло определение его специфики. К концу 19 века сложились предпосылки выделения социальной психологии из социологии и психологии. Однако история становления социально-психологической науки определила существование двух ее ветвей:

1) Социологической социальной психологии

2) Психологической социальной психологии.

2. Переходим ко второму пункту нашей лекции: характеристика социологической ветви социальной психологии. Каждую ветвь социальной психологии характеризует собственное определение дисциплины, ее предмета, методов. Так, объектом изучения в социологической ветви социальной психологии является группа и общество, предметом – структура взаимодействия, методы – качественные (включенное наблюдение, опрос).

Данная ветвь включает в себя следующие теоретические ориентации:

А) Интеракционистская ориетнация, которая в свою очередь включает в себя:

- Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун)

- Ролевые теории (Р. Линтон, Т. Сарбин, Дж. Тибо и Г. Келли);

- Концепция социальной драматургии (И Гоффман)

- Теории референтной группы (Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон);

- Этнометодология (Г. Гарфинкель)

Б) Этогенетический подход (Р. Харре, П. Секорд)

А) Интеракционистская ориентация (от англ. interaction – взаимодействие) направление, изначально возникшее в рамках социологии и социальной психологии, – базируется на концепции символического интеракционизма Джорджа Мида. Предметом исследования интеракционистов является интеракция (социальное взаимодействие) посредством символов.

По собственному признанию символических интеракционистов, наиболее значимым трудом в этой области до сих пор является работа Дж. Мида «Сознание, личность и общество». В ней изложены его основные социально-психологические концепции.

Разрабатывая весь комплекс идей, выдвинутых Дж. Мидом, представители символического интеракционизма уделяют особенно большое внимание проблемам «символической коммуникации», т.е. общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов.

Символы определяются как выражения лица и движения собеседника, передающие определенное значение. Значения вещей формируются в ходе общения и определяют характер оперирования ими. Поэтому взаимодействие рассматривается как необходимое условие становления личности.

В структуре личности выделяют три компонента: (Кто-нибудь их помнит?) I, me, self.

I (индивидуальное, творческое, импульсивное Я) – ненаправленные тенденции поведения человека;

Me (социальное, нормативное, рефлексивное Я) – представления об оценках и ожиданиях других людей от меня;

Self (самость) – совокупность импульсивного I и рефлексивного me; личность, способная оценивать и организовывать свои действия.

К интеракционистской ориентации принято причислять символический интеракционизм, ролевые теории и теории референтной группы, которые были перечислены мною ранее. Сейчас мы рассмотрим их более подробно.

Ø В русле символического интеракционизма традиционно выделяют две школы – Чикагскую (Герберт Блумер) и Айовскую (Манфорд Кун).

Г. Блумер вслед за Дж. Мидом считает, что социальная наука по своим методам должна отличаться от точных наук, в частности используя интерпретацию отчетов испытуемых о причинах своего поведения. В Чикагской школе основное внимание уделяется субстанции I (импульсивному Я), изменению личности человека в ходе взаимодействия.

М. Кун стремился доказать положения Дж. Мида в ходе эмпирических исследований. В частности, им был разработан тест «20 суждений» (тест «Кто я такой?»), позволивший получить обширный материал для обоснования «теории самооценки личности». Согласно теории, главная роль в регуляции поведения личности отводится субстанции me (рефлексивному Я), определяемой ролевыми позициями.

Ø Ролевые теории стали основным направлением интеракционистских исследований после второй мировой войны. Понятие роли введено в социальную психологию Дж. Мидом, однако, ее определение и соотношение с понятием статус еще долгое время уточнялось.

Значительный вклад в развитие ролевой теории внес социальный антрополог Р. Линтон. Он предложил так называемую статусно-ролевую концепцию. По мнению Линтона, для определения связи индивида с различными системами общества очень удобны такие термины, как «статус» и «роль». Статус, по мнению Линтона, — это то место, которое индивид занимает в данной системе. А понятие роль используется им для описания всей суммы культурных образцов поведения, связанных с определенным статусом. По мнению Линтона, таким образом, роль включает установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каждого из всех людей, имеющих определенный статус. В связи с тем что роль представляет собой внешнее поведение, она является динамическим аспектом статуса, тем, что индивид должен сделать, для того чтобы оправдать занимаемый им статус.

Ø Известна концепция « социальной драматургии » Ирвинга Гоффмана, автор которой рассматривает членов общества как актеров, носителей различных ролей, заданных извне. По мнению Гоффмана, человек способен смотреть на себя глазами партнера и корректировать свое поведение в соответствии с его ожиданиями. Целью является достижение благоприятного впечатления и получение наибольшей выгоды от взаимодействия.

Ø Вклад в разработку теорий референтной группы внесли такие авторы различных психологических школ, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон. Однако, по мнению известного исследователя референтной группы Р. Мертона, в ее понятии нашла отражение прежде всего идея Дж. Мида о группе

как «обобщенном другом».

Термин «рефератная группа» был введен Г. Хайманом. (Что такое референтная группа?)Она определяется как реальная или условная социальная общность, с которой человек соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой ориентируется в своем поведении и самооценке.

Сравнительно-оценочная и нормативная функции референтной группы выделены Г. Келли. Т. Шибутани, автор известного учебника «Социальная психология» (М., 1999), предложил рассматривать еще и побудительную функцию, определяющую стремление индивида стать членом референтной группы. Отметьте три функции референтной группы (сравнительно-оценочная, норматитвная и побудительная).

Референтной может быть как та группа, в состав которой человек входит, так и внешняя.

Ø Близка к интеракционистскому подходу этнометодология Г. Гарфинкеля. Под «этносом» в названии подразумевается любая общность людей, а под «методом» – способывзаимодействия людей по само собой разумеющимся правилам поведения. Этнометодологи изучают: а) законы организации повседневного поведения обычных людей; б) механизмы понимания и интерпретации поведения с помощью общения. Большое внимание уделяется изучению коммуникации,разговорного языка.

Б) Сочетание символического интеракционизма, этнометодологии и лингвистического анализа нашло отражение в еще одном социально-психологическом направлении – этогенетическом подходе (от греч. ethos – нрав, характер; манера себя вести и genos – происхождение) Р. Харре и П. Секорда. Их целью стало определение «грамматики» социального поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: