Коллектив как высший уровень развития группы изучался А. В. Петровским, представившим концепцию деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе. Автор предложил рассматривать опосредованность (зависимость) межличностных отношений в группе содержанием и ценностями деятельности. В рамках концепции, изначально названной стратометрической, определены 3 слоя (страты) групповой активности:
а) непосредственные контакты, основанные на симпатиях и антипатиях;
б) отношения, опосредованные характером деятельности (ценностно-ориентационное единство);
в) контакты, основанные на принятии членами группы единых целей деятельности.
Значительный массив данных о закономерностях социальной активности личности был обобщен В. А. Ядовым в диспозиционной концепции регуляции социального поведения. В концепции предлагается иерархическая система диспозиций (образований, регулирующих поведение и деятельность индивида). Основаниями выделения групп диспозицийстали:
|
|
Уровни потребностей:
1) потребности физического существования,
2) потребности социального существования,
3) потребности идентификации с определенной социальной группой,
4) потребности саморазвития и самовыражения;
Уровни ситуаций или условий деятельности:
1) бытовые ситуации,
2) ситуации группового общения,
3) ситуации значимой деятельности,
4) общесоциальная «ситуация» жизнедеятельности человека.
Автор определил:
1-й уровень диспозиций представлен элементарными фиксированными установками,
2-й уровень – системой социальных фиксированных установок,
3-й уровень – базовыми социальными установками (направленностью интересов на определенную сферу активности),
4-й уровень – системой ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения.
В. А. Ядов говорил о необходимости рассматривать регуляцию социальной активности личности в зависимости от всей диспозиционной системы, определяемой предшествующим опытом, а не только со стороны той или иной социальной установки.
Таким образом, специфика отечественной социально-психологической ориентации выражается, прежде всего, в деятельностном подходе. Социальное представлено как порожденные предметной деятельностью психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния человека в группе (коллективе).
ВЫВОДЫ
Знакомство с основными социально-психологическими ориентациями ХХ столетия позволяет определить истоки, изучаемую проблематику и специфику подхода к изучению социального.
Основные ориентации в социальной психологии ХХ в. имеют преимущественно психологические корни – бихевиоризма, психоанализа и когнитивной психологии. Вместе с тем возможно говорить об отсутствии единства в методологических основаниях психологического направления в социальной
|
|
психологии, в то время как для социологических теорий характерно наличие общего истока – устной традиции Дж. Мида.
Изучаемая в социальной психологии проблематика объединялась вокруг проблем научения, социального познания, внутригрупповых процессов (психологическая ветвь) и развития личности в ходе взаимодействия (социологическая ветвь). Иначе говоря, в фокусе внимания находилось влияние социального на психическое.
По результатам проведенного анализа можно заключить, что социальное представлялось как внешние стимулы (необихевиоризм), условия (когнитивизм, интеракционизм) и результат психической активности (психоаналитическая ориентация).
Отечественная, психологическая, ориентация в социальной психологии оформлялась преимущественно в изоляции от мировой науки. Поэтому характерная для нее теоретическая направленностью позволила более системно подойти к анализу социального. Социально-психологическая теория в России основывалась на материалистическом подходе к психике человека. Последняя рассматривалась во взаимосвязи с выполняемой деятельностью. Особое внимание уделялось коллективу, в котором люди объединены стремлением к общественно значимой цели деятельности.